Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Посчитали. Прослезились?

С 1 января 2009 года в Тверской области вступила в силу новая система кадастровой оценки - в прошлом году тверские земли заново оценили согласно рыночной стоимости. Земельный налог должен вырасти в разы.


Не секрет, что прошлогодние цены на землю были явно завышены. Сейчас они будут падать, но то, что кадастровая оценка производилась в момент пика стоимости земли, может сыграть весьма нехорошую роль для землевладельцев. Прежде всего, для простых сельских жителей Тверской области.
До этого, в самом начале правления губернатора Дмитрия Зеленина, уже проводилась кадастровая оценка земель - Тверская область стала пионером изменений в земельном налогообложении. Тогдашний замгубернатора по земельным вопросам Владимир Гра-барник отнесся к внедрению в жизнь
этого проекта очень ответственно, и в тот раз обошлось без народных волнений. Но сегодня проблемы будут точно.
Вступивший в силу с 2006 года порядок взимания налога на землю предполагает, что он напрямую зависит от кадастровой стоимости.
Коэффициенты налогообложения устанавливают на местах главы муниципальных образований. По 131 закону о местном самоуправлении именно земельный налог должен составлять основную часть бюджетов муниципалитетов первого уровня - поселений. 100% этого налога остается на местах. На эти поступления
поселение сможет ремонтировать дороги, коммуникации и решать иные свои задачи.
Раньше земельный налог считался от «смешной» нормативной стоимости, а теперь от кадастровой, которая порой может превышать рыночную стоимость, особенно в Конаковском районе на берегу Волги или на Селигере. Поскольку кадастровая стоимость земель наиболее высока именно на престижных направлениях и именно на них более всего повысится налог, это может привести к тому, что пока еще оставшиеся здесь «огородники» и «стародачники» будут вынуждены продать или сдать в аренду свои участки.
Введение нового налога на землю было рассчитано, чтобы повлиять на крупных землевладельцев, имело целью вовлечение земель в хозяйственный оборот. Однако, почему-то, думая о регулировании использования земель для сельского хозяйства, промышленности, крупного жилищного строительства, власти забыли, что повышение налога коснется миллионов мелких частных землепользователей и ударит по их кошельку.
Уже сейчас понятно, что для многих сельских жителей налог на землю будет неподъемным, и местные власти будут вынуждены его снижать, предоставлять льготы иначе столкнутся с массовыми неплатежами.
Один из возможных вариантов выхода из этой ситуации - дифференцированный подход к оценке земельных участков с объектами коммерческого и социального назначения. По предварительному заключению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, такое разделение нецелесообразно. Окончательный ответ может дать Министерство экономического развития РФ, куда губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин направил обращение о возможности внесения соответствующих изменений в методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Еще один путь - установить ставки земельного налога на 2009 год и налоговых льгот по нему для учреждений, финансируемых из местных бюджетов, не более уровня прошлого года. Принять такое решение полномочны органы местного самоуправления, и об этом глав муниципальных образований региона попросил в своем обращении первый заместитель губернатора Василий Толоко. Исполнение данной рекомендации станет одним из условий предоставления муниципалитетам субсидий из областного бюджета для софинансирования обязательств при выполнении органами местного самоуправления своих полномочий. Так, на территории Твери учреждения, финансируемые за счет городского бюджета, в 2009 году будут освобождены от уплаты земельного налога, как это было в 2007-2008 годах. Большинство городских и сельских поселений региона уже утвердили ставки земельного налога и льготы.
Мешает реальному взиманию земельного налога на землю то, что до сих пор не на все участки местными властями установлены землепользователи.
В Тверской области неучтенными в разных муниципальных образованиях могут быть около 35-40% земельных участков. Граждане не стремятся оформлять права на земельные участки и иные объекты недвижимости. Очень часто они не могут это сделать по причинам забюрократизированности и взяткоемкости этого процесса. Мешает наличие «пограничных» споров. Сегодня на территории Тверской области услуги по межеванию оказывают более ста организаций и частных предпринимателей, и знания некоторых не всегда можно назвать профессиональными. Из-за недобросовестной работы кадастровых инженеров часть межевых планов возвращается на доработку, имеются случаи прокурорского вмешательства.

От первого лица

Среди руководителей муниципалитетов Тверской области кадастровые нововведения вызвали неоднозначную реакцию. В большой степени это зависело от того, насколько востребована и дорога земля в данном муниципальном образовании.
Глава Мокшинского сельского поселения, на землях которого в скором времени появится новый город Большое Завидово, Виктор КРЫСОВ:
  - Благодаря новой схеме, к примеру, бюджет Мокшинского поселения Конаковского района увеличится сразу в 25 (!) раз. Вдумайтесь в эту цифру: я ждал, что такое случится, с весны 2008 года. Теперь, наконец, может реально заработать закон о местном самоуправлении.
Для чего создавались муниципалитеты поселений? Для того чтобы непосредственно работать для улучшения жизни своих граждан. Это самая близкая к народу власть, которая отвечает за благоустройство, за качество жизни населения. В то время как районная власть должна обеспечивать развитие инфраструктуры, помогать развиваться промышленности, развивать инвестиционные проекты. Нужны дороги, энергетика, связь - и все это дело районного руководства.
Теперь, когда вырастут бюджеты поселений, они смогут на деле осуществлять программы софинансирования социальных программ, помогать людям, не ожидая милости от районного руководства. А у руководства районов освободятся ресурсы для более глобальных проектов.
Новая схема уплаты налогов, исходя из рыночной стоимости земли, заставит эффективно использовать земли сельхознаначения, которые были скуплены «про запас» и простаивали все последние годы. Появится цивилизованный рынок земли, которую уже не будет смысла придерживать в ожидании роста цен, никак не развивая имеющиеся участки.
Глава Оленинского района Олег ДУБОВ:
  - В нашем районе земли были оценены явно слишком высоко. У нас и раньше не было ажиотажного спроса на земли, а по таким ценам, какие фигурируют в последней кадастровой оценке, их никто никогда не купит - тем более сейчас, когда стоимость недвижимости снижается.
Нетрудно спрогнозировать, что собираемость этого налога не превысит 15-20%. Остальное останется вы-падающим доходом бюджетов сельских поселений. Сейчас бюджеты поселений дотируются из областного бюджета процентов на восемьдесят. Когда областная власть перестанет дотировать поселения, рассчитывая на возросшие объемы собираемости земельного налога, для муниципалитетов первого уровня наступят трудные времена.

Повсеместная инвентаризация
До принятия в 2007 году Закона о кадастре земля и расположенные на ней объекты учитывались разрозненно. Земельные участки описаны в земельном кадастре, а здания и сооружения - в реестрах БТИ. К единой системе учета объектов недвижимости Роснедвижимость начала готовиться еще несколько лет назад. Тверской регион наряду с Самарской и Кемеровской областями был выбран в качестве пилотных площадок.
Специалисты службы столкнулись с тем, что большинство документов находилось в крайне запущенном состоянии, часть архивов отсутствовала, число объектов капитального строительства превышало заявленное БТИ количество.
Сегодня, чтобы участок земли стал оборотоспособным объектом, ему должны быть присвоены характеристики, отличающие его от других. И сделать это возможно только после проведения кадастрового учета.
В Тверском регионе работа по уточнению и систематизации земельных участков продолжается. На кадастровой карте области еще немало белых мест, но мы планируем, что в течение этого года все они будут закрыты, - говорит заместитель губернатора Максим Лукинов. Он уверен, что при наличии единого кадастра значительно проще организовать сбор налогов и контроль за их уплатой. Что, в свою очередь, по мнению председателя комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного собрания Тверской области Надежды Егоровой, должно упростить процесс формирования местных бюджетов.
Полная же инвентаризация всех объектов недвижимости в России по планам разработчиков нового законопроекта должна завершиться к 2011 году.

Участки подорожали в... 26 раз
В Тверской области завершена работа по актуализации кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Она проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ раз в пять лет. Всего на территории региона были переоценены более 120 тысяч земельных участков.
Кадастровая оценка земли для ведения садоводства и огородничества проводилась в 2008 году Тверским филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка». Работы осуществлялись за счет средств федерального бюджета на основании методики, утвержденной Росземкадастром. В ходе актуализации были проведены исследования, анализ и статистическая обработка информации о действительной рыночной цене на земельные участки. При определении новой стоимости земли учитывалась и ее потребительская ценность.
Для наиболее объективных результатов оценки все земельные участки Тверской области были разделены на три территориальные зоны. В первую, инвестиционно привлекательную, вошли районы вблизи города Твери и граничащие с Московской областью (Калининский, Конаковский, Калязинский, Кимрский, Зубцовский), а также Осташковский район. В другую территориальную зону вошли участки, где расположены промышленные объекты, железнодорожные и автомобильные магистрали, водные объекты. Наконец, третья зона объединяет районы с мало востребованными дачными земельными участками.
 Новые результаты кадастровой стоимости приближены к уровню рыночных платежей. В среднем по области по сравнению с 2003 годом садоводческие и дачные земельные участки подорожали в 26 раз. Наиболее высокий показатель кадастровой стоимости - в Конаковском (309,72 руб/кв.м.), Калининском (187,14 руб/кв.м.), Кимрском (152,36 руб/кв.м.), Осташковском (142,92 руб/кв.м.), Калязинском (128,61 руб/кв.м.) районах. Гораздо дешевле земли садоводческих объединений в Торопецком (6,18 руб/кв.м.), Фировском (11,79 руб/кв.м.), Пеновском (13,53 руб/кв.м.) районах.
Несмотря на значительное удорожание дачных участков, особенно в первой территориальной зоне, специалисты считают, что земельный налог на этих территориях будет подъемным. Так, в Конаковском районе даже при максимальной ставке земельного налога в 0,3% годовой платеж за участок площадью 6 соток составит 557 рублей. При этом размер платы за землю может регулироваться на местном уровне на основе объективного подхода к финансовому и социальному положению отдельных категорий налогоплательщиков.
Новая кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утверждена постановлением администрации Тверской области и действительна с 1 января 2009 года.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»