Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Павел Парамонов: нельзя планировать будущее, не зная настоящего

В конце 2013 года Госдума должна была принять закон о стратегическом планировании в России. В отличие от многих других законов, которые принимаются за считанные дни, этот законопроект, впервые представленный депутатам в 2011 году, так и завис между небом и землей

 

Павел ПарамоновРоссия, которая раньше была первопроходцем государственного планирования, за 20 лет утратила все навыки в этой сфере. В настоящее время разработка генпланов, «стратегий развития» и т. д. скинута на местное самоуправление, где часто сидят случайные и непрофессиональные люди. Все стратегические документы подобного плана пишутся абсолютно без осознания ответственности за их исполнение.

Нет ясности, что такое региональная стратегия развития. На Форуме регионов– 2013 Елена Ильина, директор Центра региональных проблем высшей школы экономики, напомнила, что стратегия развития прежде всего документ общественного согласия. Но практически везде региональное сообщество отстранено от ее разработки.

Сегодня эти «стратегии» похожи, как близнецы. К 2020–2025 годам все проблемы решены, в регионе создано постиндустриальное общество, население счастливо… Реальные механизмы воплощения этого в жизнь не прописаны.

О тверском опыте разработки «Основных положений концепции развития города Твери» мы беседуем с членом Общественной палаты города Твери, одним из ведущих девелоперов этого города между Москвой и Санкт-Петербургом Павлом Парамоновым.

– Павел Александрович, недавно городская администрация Твери в очередной раз представила концепцию развития города, если не ошибаюсь, до 2030 года. Не знаете, что стало с предыдущими концепциями, разрабатывавшимися при прежних руководителях города Твери и Тверской области? Какая специфика у города, на что предполагается сделать ставку в его развитии?

– Собственно говоря, никакой специфики не предполагается. Если раньше, когда был губернатором Дмитрий Зеленин, разрабатывались стратегии развития Тверской области и города Твери как центра притяжения логистических и транспортных компаний, создания в Твери полиграфического кластера и т.д., в нынешнем документе основная идея – жить так, как живется. Город предполагается немного промышленным, немного туристическим, немного вузовским.

«Основные положения стратегического развития Твери» разрабатывали люди заслуженные, ветераны муниципальной службы Евгений Иванович Песня, местный теоретик стратегического планирования еще 90-х годов, и Игорь Андреевич Смирнов.

В принципе, в документе прописаны вещи известные, о которых идет речь все с тех же 90-х. Так, вновь «оживлена» идея о создании на базе аэродрома Мигалово международного аэропорта-дискаунтера (правда, Калуга такой аэропорт уже почти построила, но кто запретит Твери мечтать?).

Говорится о создании современного делового квартала близ исторического центра города. Предлагается сформировать новые кварталы на свободных землях (например, в районе деревни Никифоровское, микрорайон «Южный-Д») и на территориях бывших промышленных и коммунальных зон (бывшего кожевенного завода, в частности). Но строительство там уже идет – безо всякой концепции.

Не обошли разработчики модную тему пешеходных дорожек, с помощью которых они собираются предотвратить «деградацию отдельных микрорайонов». И, конечно, к 2030 году предполагается обновить наконец все городские инженерные сети – если они доживут до того времени.

Крайне расплывчато сформулирована миссия города: «Тверь – город, идущий к высокому качеству жизни».

– Что вам показалось главной слабостью этого документа?

– Он носит абсолютно искусственный характер. Вот я занимаюсь строительством. Ко мне никто не подошел и не спросил, как я собираюсь развивать свой бизнес в ближайшие 10-15 лет, какие у меня планы? Не было задано таких вопросов и другим представителям тверского бизнеса.

Стратегия развития должна быть продуктом общественного согласия. Причем не надо спрашивать о том, как представляют себе будущее обыватели, живущие в «хрущобах». На самом деле в каждом городе есть 5-7% людей, определяющих его будущее. Но их не спрашивали.

Например, сейчас я помогаю в разработке концепции развития Тверского государственного университета. Высшее образование некоторое время назад рассматривалось как локомотив развития Твери. В городе есть качественные вузы, с хорошей репутацией, и поскольку Тверь находится на таком же расстоянии от Москвы, как Кембридж от Лондона, некоторое время назад появилась идея сделать Тверь «российским Кембриджем». Увы, эта идея была забыта, и сегодня при разработке «Основных положений стратегического развития Твери» их даже не пытались синхронизировать с концепцией развития ТвГУ.

 Городская администрация подтаскивала рабочей группе статистические данные, и на основании этих данных, которые все же характеризуют прошлое, эксперты пытались нарисовать будущее. Чисто кабинетная работа, сделанная для галочки, а не для того, чтобы выстраивать по ней жизнь города.

– Некоторое время назад была попытка заказать концепцию развития Твери у мирового специалиста по территориальному маркетингу Ричарда Тиббота, разрабатывавшего концепции для постиндустриальной жизни старопромышленных городов Великобритании. Я знаю, вы участвовали в обсуждениях этой концепции. Почему же ничего не получилось?

– Да, Ричард Тиббот как раз пошел по пути серий консультаций с местным сообществом, и я участвовал в круглых столах, где обсуждалось будущее Твери. Это был интересный опыт общения с профессионалом высокого полета. Ничего из этого не получилось, видимо, по той причине, что тверские чиновники не дозрели до такого уровня.

– Сегодня в России есть большая проблема с общественными институтами, люди не в состоянии договорится друг с другом – в том числе и том, как обустроить пространство вокруг себя.

– К сожалению, это так. На городском уровне (не буду говорить о государственном, скажу о том, что знаю) нет института экспертов, которые могли бы выставить свою оценку власти, рабочих площадок для обсуждения, которые власть не могла бы игнорировать…

– А Общественная палата, членом которой вы являетесь?

– Многие ее члены просто игнорируют заседания, поэтому я сам себе порой напоминаю там «глас вопиющего в пустыне».

– Есть еще Торгово-промышленная палата, вероятно, какие-то профессиональные объединения строителей, застройщиков, девелоперов… Вы как-то координируете свои действия с коллегами?

– Среди тверских строителей тоже каждый – сам по себе. Конкуренция пока недостаточна, на рынке все равно наблюдается дефицит качественной недвижимости. Поэтому, видимо, мы не дозрели до того, чтобы иметь объединенную позицию

– 15 апреля Госдума в первом чтении приняла закон о реформе местного самоуправления, где повсеместным предлагается сделать институт так называемых сити-менеджеров. Выборность мэров можно сохранить, но хозяйственных полномочий у таких мэров не будет. В Твери мы уже несколько лет наблюдаем, как негативно такая система влияет на город. Ваше мнение о происходящем?

– С моей точки зрения, конечно, абсолютно правильная вещь – прямые выборы мэра. Это прагматично: человек на выборах излагает свою программу, люди голосуют за него и за его программу, а потом он несет ответственность за исполнение своих обещаний. Во главе города должен быть сильный адекватный глава, который хотел бы контактировать с людьми, слушать их. Это возможно только в том случае, когда он видит в людях своих избирателей.

Самое главное – бюджетное распределение. Города, являясь основными источниками налогов, с каждым годом получают все меньше и меньше от тех средств, что собраны на их территории. Но даже в этой ситуации можно находить силы и ресурсы для того, чтобы «вытягивать» качество жизни в городе.

Надо активнее использовать механизмы частно-государственного партнерства – сегодняшнее законодательство позволяет делать это и в сфере здравоохранения, и в сфере образования. Например, ГЧП – способ решить проблему детских садов. Просто собрать застройщиков, и договорится с ними о появлении детских садов на первых этажах строящихся зданий. Уверен, вопрос решился бы максимум за пять лет.

Мэр должен уметь выстраивать отношения, договариваться с разными социальными группами. Такого мэра, уверен, люди перевыбирали бы всегда – как в канадском городе Миссиссоге уже 30 лет перевыбирают мэром Хэйзел Маккаллион, отпраздновавшую в прошлом году 92-летие. Миссиссага — 700-тысячный хай-тек пригород Торонто с населением около 700 тысяч человек. Сегодня это единственный канадский город с бездефицитным бюджетом. А когда миссис Маккалион его возглавила, там свирепствовала безработица, закрывались предприятия, был полный развал ЖКХ. Как сейчас в Твери.

– Знаю, что вы продолжаете готовиться к тому, чтобы когда-нибудь стать во главе города, ездите по миру, изучаете опыт.

– Да, несмотря ни на что, я верю в будущее Твери. И надеюсь, что смогу поработать на благо своего города.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»