Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Суздаль: турбизнес по-русски

Суздаль, Покровский монастырь: сюда ссылали опальных царицСегодня в России есть, пожалуй, лишь два города, где уютно туристу и зимой, и летом, и в межсезонье. Это Санкт-Петербург и Суздаль. И если Санкт-Петербург поражает своим имперским величием и привлекает ведущих гостиничных операторов мира, то Суздаль – чисто русское явление. И туристический бизнес там чисто русский

Суздаль чудом сохранился как образец средневековой русской архитектуры. Культурный и политический центр Владимирской Руси, к XVIII веку, когда русская аристократия массово отказывалась от наследия предков, стал захолустьем. И поэтому не был перестроен в модном тогда стиле классицизма (как, например, был перестроен Торжок в Тверской губернии). А в начале 20-х годов. XX столетия Суздалю опять повезло: его культурное наследие защитили от уничтожения историки-энтузиасты, убежденные, что город должен стать историко-культурным заповедником. Поэтому самые ценные иконы, книги, церковные облачения избежали сожжения на центральной площади и оказались в музейных экспозициях. Третий раз Суздалю повезло в 60-е: вся Россия застраивалась унылыми хрущевками, а генплан 1967 года окончательно закрепил за этим городом статус города-заповедника – и Суздаль не был обезображен массовой застройкой тех лет.

Площадь, знакомая по «Женитьбе Бальзаминова»Это позволило городу стать большой съемочной площадкой, где создавались фильмы по русской классике и исторические картины. Самые идиллические образы Суздаля можно видеть в фильме «Женитьба Бальзаминова». Среди последних картин, ставших знаковыми в российском кинематографе, – фильм «Царь» Павла Лунгина. От съемок городу остались декорации, изображающие средневековый русский посад – они стали основой музейного комплекса «Щурово городище».

Мода на русскую старину распространилась среди советской интеллигенции в 70-е. Именно тогда у московской богемы стало модно ездить в Суздаль: так сказать, «приникнуть к корням». Это даже стало сюжетом фильма «Тема» Глеба Панфилова (в главных ролях Михаил Ульянов и Инна Чурикова). И, кстати, именно в этом фильме впервые отражено такое популярное явление суздальского туризма, как «гостевой дом». Столичный писатель снимает жилье у суздальской старой учительницы – видать, еще в те времена это было принято.

Когда-то такими были все русские городаХотя настоящий расцвет частного гостиничного и ресторанного дела в Суздале приходится на начало 2000-х. Это классический город для «туризма выходного дня». Из Москвы ехать часа три-четыре (как повезет с пробками на Владимирке). Немало способствуют доходам суздальских «отельеров» и прижившиеся в России новогодние каникулы. Здесь есть все, что нужно для полноценного ощущения русской зимы, – белоснежные сугробы, сказочные храмы, глинтвейн на каждом шагу. Да, и еще здесь снимался фильм «Чародеи», одна из главный новогодних картин советского кинематографа!

После тринадцати лет роста гостиничного бизнеса в Суздале уже можно сделать вывод о том, что такое турбизнес по-русски.

Трех дней едва хватает, чтобы посетить все суздальские музеи, поэтому тут есть чем заняться в любую погоду. Те, кто устал от музеев, может отправиться в спа-комплекс «Горячие ключи», париться в баньке по-черному под руководством профессиональных банщиков. Или отправиться инспектировать здешние трактиры.

Владимир Суриков: первопроходец мини-гостиничного бизнеса в СуздалеЗдесь появились отличные местные бренды, к созданию которых прилагают руки все активные местные жители. Например, Суздаль стал проводить День огурца – и во всех местных ресторанчиках вам обязательно предложат домашние соления. Суздаль славится медовухой и хреновухой. Ну, медовуха – товар заводской, производится промышленным способом. Зато хреновуху вам продадут на вынос в любом местном кафе, и вкус и рецептура будут сильно отличаться – видимо, стараются местные умелицы. Вкусны в Суздале и пирожки… Вообще, кухня традиционная, русская, без изысков. Даже в самых пафосных ресторанах типа того, что в гостинице «Николаевский посад», нет разного рода изысков вроде  рукколы и авокадо. Не затем люди в Суздаль едут.

Зарабатывают все – от мальчишек, которые сдают напрокат тюбинги для катания с заснеженного вала, окружающего суздальский кремль, до старушек, выращивающих хрен (как известно, хрен на огородах растет так, что от него хрен избавишься).

Но прошедшие годы, после первоначального подъема, породили и ряд проблем, о которых, наверное, не подозревали суздальские энтузиасты в 90-е, начиная свой бизнес.

Так, у Покровского монастыря часть патриархальной частной застройки заняли многочисленные корпуса недостроенной гостиницы. Достраивать ее, видно, не будут. Говорят, произошла размолвка между двумя инвесторами – суздальцем, построившим когда-то на этом месте один из первых успешных гостевых домов, и москвичом. Нельзя сказать, чтобы руины сильно украсили эту историческую местность, поэтому надеемся, что недострой все же купит кто-то третий и доведет дело до конца.

«Не велеть ли в санки кобылку бурую запрячь?»Другая показательная история произошла с одним из самых успешных проектов среди суздальских мини-отелей – гостевым домом Суриковых. Он тоже был одним из «пионеров» суздальского туризма. Владимир Суриков – кстати, потомок великого русского художника Василия Сурикова – продал свой дом и вложил все средства и силы в строительство. Строил сам, сам создавал проект, разрабатывал дизайн, будучи художником и мастером-краснодеревщиком. Когда не хватало денег, уезжал на заработки в Москву. (До того Владимир поработал в Западной Европе, где, собственно, и понял, как должна функционировать мини-гостиница в маленьком туристическом центре.) В результате получился отельчик на 18 номеров, с ресторанчиком. В семье появился достаток. И семья… распалась.

Теперь, если вы скажете в Суздале, что остановились в гостевом доме Суриковых, местные жители спросят: «У Володи или у Лены?» У обоих, в общем-то, хорошо. Только семейный мини-отель «распилили» пополам, и между половинками пролегла недобрая полоса жесткой конкуренции. У Лены – пять номеров, кухонька с отличными блинами на завтрак и аккаунт на популярной платформе бронирования «букинг-ком». На Володиной половине написано «Винтаж-отель Сурикова» и помимо четырех номеров работает ресторан (в который Лена никогда не направляет своих постояльцев).

В Лениной части не хватает умелых рук и творческого подхода Володи. В Володиной части – женского пригляда Лены (на зимний пиковый новогодний период Суриков приглашал в помощницы девушку аж из Архангельска, в Суздаль едут на заработки вахтовым методом).

Понятно, что вместе они добились бы больших высот. Но таковы превратности судьбы, которые могут случиться в любой стране мира. Часто рост семейного благополучия парадоксальным образом приводит к разводам. Сейчас Елена и взрослый сын Суриковых Иван живут в жилой части Лениной половины. А Владимир ночует в свободных номерах на своей половине, а если все занято – в подсобке. По словам Владимира Сурикова, в Суздале идет жесткая конкуренция за поваров. В его ресторане кухню «ставил» отставной корабельный кок, который научил Владимира секретам, как добиться скорости в обслуживании клиентов, особенно важной, когда речь идет о том, чтобы накормить, например, туристов, приехавших с автобусной экскурсией.

Юные предприниматели сдают напрокат тюбинги, чтобы скатиться с городского валаПостепенно в Суздале формируется инфраструктура, помогающая вести отельный бизнес. Так, при больших гостиницах появились мощные прачечные, куда маленькие отели сдают белье на стирку. Видимо, скоро на отельчики, такие как у Суриковых, выйдут оптовые поставщики расходных материалов для ванных комнат – пока хозяева закупают мыло, гель для душа и шампунь не «евростандартов», а что в хозяйственных магазинах подешевле и поприличнее.

Налоговики берут с таких отелей как со сдающих жилье внаем. Вообще, власть в Суздале сделала самое умное, что могла, – максимально отпустила инициативу жителей и не душит их мелкими придирками. Поэтому налогооблагаемая база растет, и та часть жителей семитысячного Суздаля, что не занята в туризме, весьма неплохо работает в сфере ЖКХ. Дороги в городе хорошие, мусор убран, помойки цивилизованные.

В принципе, сюда можно возить на учебу малый бизнес из таких же древних русских городков – посмотреть на то, что может получиться не где-то в Чехии и не у каких-то заезжих предпринимателей с завезенными гастарбайтерами. Наши русские люди, если почуют, что у них получается, способны на очень многое. Главное – руки им не отбивать.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»