Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Невроз в организации…

Откуда?

 

 

 

Что человек думает, то он и делает… Казалось бы, какие в этом могут быть сомнения? Однако стоит задуматься, а все ли истинное очевидно и лежит на поверхности? На самом же деле мотивы наших поступков лежат далеко за гранью наших интеллектуальных доводов и конструкций

Оказывается, что человек чувствует, то он и делает. Зыбкая стихия эмоциональных всплесков, безрассудных влечений и глубинных страхов определяет наше поведение во многом больше, чем мы привыкли думать. В этом контексте весьма интересно было бы рассмотреть вопрос о том, как человеческий фактор влияет на отношения в организации. И дело идет гораздо дальше «грызни» между менеджерами и подкладывания кнопок на стулья неугодным сослуживцам. Это, если можно так выразиться, склоки между рядовыми. А вот если нервы пошаливают у кого-нибудь из руководства? Что если у генерала скромной офисной армии в силу обстоятельств актуализировался или даже никогда не затихал невроз?

Нередко бывает, что начальники, решая свои психологические трудности, открывают ненужные отделы и финансируют убыточные проекты, компенсируя свое внутреннее неблагополучие... И действительно, если простой сотрудник, терзаемый сомнениями и страхами, редко заходит дальше навязчивой переписки в ICQ и звонков родственникам, то человеку, облеченному властью, порой достаточно одного росчерка пера, чтобы открыть или закрыть отдел, перенаправить финансовые потоки или даже уволить сотрудника… Зачастую руководитель выносит свою тревожность, присущую в некоторой степени всем первым лицам, во внешнее пространство и «опредмечивает» ее в виде организационной структуры. Конечно, это не значит, что он болен, поскольку эти черты присущи очень многим. Здесь стоит пояснить психологический смысл слова «тревожность». Это смутно уловимое ощущение опасности, не закрепленное за конкретным объектом, а словно разлитое в воздухе. Недостаток информации и неоднозначность ситуации усиливают это чувство.

Как классический пример реакции руководителя на такое состояние – раздувание службы безопасности, которое может выражаться в нескольких формах. Например, в увеличении штата: бравые секьюрити в форме и в штатском день и ночь снуют по коридорам, выискивая злоумышленников… Или на каждом шагу развешивают камеры – ведь безопасность превыше всего! Все это, разумеется, требует немалых финансовых вложений, которые могли бы принести пользу в другом секторе или отделе. Управленческая патология начинает проявляться в тот момент, когда реализация тревожности приобретает неадекватные с точки зрения развития бизнеса формы. В итоге старший менеджмент распространяет невротические состояния сверху вниз, практически не встречая сопротивления рядовых кадров.

Какие еще неврозы могут сказаться на бизнесе? К примеру, «комплекс Наполеона» – своего рода начальственная мания величия. Такие руководители твердо убеждены, что только они компетентны, а все прочие – это статисты, призванные как-то оживить обстановку. Организация в этом случае выстраивается по авторитарной модели. Полномочия не делегируются, так как подчиненные еще «не доросли» до серьезной ответственности. В то же время персонал никто не обучает, так как руководитель завален работой, что называется, «по уши».

В итоге получается замкнутый круг: заместить первое лицо никто не может, так как не обучен, а обучать нет времени, так как некому передоверить неотложные дела. Психологическим фундаментом этой модели организации является тотальное неверие в людей. Таким образом культивируется пассивная позиция и страх перед авторитарным начальником, который, чувствуя свою уникальность и незаменимость, ведет себя соответственно. Если такой управленец уходит в отпуск или берет больничный, деятельность организации полностью останавливается.

Еще вариант: создание «внешнего врага» и объединение против него своей команды для того, чтобы работать эффективнее и обогнать конкурентов. Многие компании с мировыми именами пошли по этому пути и добились успехов. Однако, если руководитель сумеет удержать свою тревожность в плоскости бизнеса, такая позиция действительно может привести к хорошим результатам. Но если он не удерживает ее, то совершает следующий шаг – ищет неполадки внутри компании. К примеру, руководитель считает, что поддержание идеальной чистоты позволит сотрудникам работать лучше, и, чтобы знать, кто и где сорит, он поставит видеокамеры во всех кабинетах и местах общественного пользования. Когда паранойяльная идея – «никому нельзя верить» – развивается дальше, управленец формирует вокруг себя общество доверенных лиц, но и их он начинает опасаться. Ему везде начинают мерещиться заговоры… Далее в таких компаниях может также создаваться мощная служба безопасности.

 Навязчивые идеи могут возникать в разной степени безрассудства, и часть из них может перерасти в яркие проекты именно благодаря упорному стремлению воплотить их в жизнь. Вопрос только в том, насколько адекватны идеи руководства и какие именно из них нужно продвигать. Другой полюс этого состояния – гиперкреативность. Как противовес неадекватной зацикленности на одной идее, это есть состояние, когда невозможно удержать внимание на чем-то одном. Мысль скачет с одного гениального проекта на другой. Руководитель, у которого постоянно возникают новые оригинальные решения, приводит в ужас своих сотрудников. Казавшиеся такими привлекательными идеи воплощаются неспешно и рутинно, что расхолаживает и снижает мотивацию... Но вот опять высшему менеджменту грезятся далекие горизонты… Процесс этот может быть бесконечен и редко приводит к какому-либо результату.

 В целом офисная атмосфера сама по себе чрезвычайно стрессогенна: здесь и малоподвижный режим работы, и постоянное облучение от мониторов и оргтехники. Более того, во многих компаниях принято непременно улыбаться и показывать, что у тебя все «all right» – это своего рода «дресс-код» успешного человека! Между тем доказано, что несоответствие выражения лица реально испытываемым эмоциям – это мощный стрессогенный фактор. Настроение, вместо того чтобы улучшаться, портится напрочь. Чаще всего от этого страдают менеджеры по продажам и сотрудники, в чьи обязанности входит контакт с внешним окружением фирмы.

 Среди неврозов самым распространенным можно считать астению – пресловутый «синдром хронической усталости», выражающийся в потере сил. Люди с таким неврозом вынуждены делать огромные внутренние усилия, чтобы совершать простые действия. Примерно в два раза реже встречаются неврозы навязчивых состояний и истерический невроз. Навязчивые состояния возникают в результате постоянного ощущения тревоги на работе. Истерический же невроз проявляется в бессознательных симуляциях проблем, решать которые человек просто не намерен, поскольку он их просто не видит. Женщины более склонны к проявлениям такого рода, нежели мужчины.

Подводя итоги, можно отметить, что проблема трудовых неврозов сегодня актуальна, как никогда раньше. Растет количество употребляемых людьми антидепрессантов, массовыми становятся «офисные неврозы». На Западе существует широкая система профилактики таких состояний – курсы саморегуляции и релаксации, психогигиена и психопрофилактика. У нас, к сожалению, подобные методы применяются пока не очень часто. Лишь некоторые психологические центры занимаются вопросами психической разгрузки и профилактики неврозов. Конечно, этого недостаточно, однако простейшими навыками регуляции должен обладать каждый современный человек, если он хочет жить в свое удовольствие и эффективно работать.

Очень важным является осознание ценности психологического здоровья, поскольку это ресурс нашей активности, позитивного отношения к жизни, высокой стрессоустойчивости и производственной эффективности!

 

Версия для печати
Авторы: Игорь ДОКУЧАЕВ, психологический центр «Эмпатия»


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»