Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

«На чай»

Готовы ли мы платить дополнительно за оказанные услуги

 

 

 

 

 Жители США, к примеру, этим вопросом не заморачиваются, там существуют сложные неписаные законы о том, кому и сколько следует давать на чай. В России такой «обязаловки» нет, и поэтому в каждом конкретном случае вопрос «чаевых» решает сам клиент.

 Напомним, что обычай давать деньги сверх счета, пришел к нам из Англии, где в 30-х годах XVIII века чай стоил очень дорого. И для того чтобы во время аристократических чаепитий в специально обустроенных для этого заведениях обеспечить себе преимущественное право на чашечку горячего чая, было принято кидать на стол несколько монеток для обслуживающего персонала.

 Но вернемся в Россию начала XXI века. Чаевые давали в нашей стране и раньше, в том числе и в советское время, когда за них можно было схлопотать и выговор по партийной линии. Считалось, что чаевые унижают достоинство советского человека, поэтому барские замашки не приветствовались. Затем наступило время, которое можно охарактеризовать народной поговоркой: «Не до жиру, быть бы живу», и вопрос чаевых отпал сам по себе. Во всяком случае, для подавляющего большинства населения нашей страны. Но по мере роста благосостояния народа он вновь всплыл, подтверждая тем самым, что экономический кризис остался позади. И по мере развития в стране рыночных отношений, и с учетом бедственного положения многих представителей бюджетной сферы список тех, кто сегодня может претендовать на получение определенного дополнительного вознаграждения от благодарных клиентов, пациентов, учеников, точнее, их родителей, пополнили педагоги, участковые врачи и целые бригады «Скорой помощи». Так платить им или не платить за оказанные услуги, которые уже вроде бы оплачены государством?

 Как решают для себя вопрос «чаевых» известные жители Твери? И что они могут посоветовать тем, кто только-только стал гордо именовать себя представителем «среднего класса»?

 

 

– Чаевые я даю. Где? Главным образом, в ресторане. Как правило, их сумма составляет 10% от счета - это американский и общеевропейский стандарт. Кстати сказать, в некоторых американских ресторанах для того, чтобы избавить клиента от мучительных раздумий - давать или не давать, а если давать, то сколько, прямо в меню указывают эти самые 10 процентов. При этом обговаривается «если хотите». Если нет такого желания, то можно ограничиться суммой, указанной в счете.

Что касается парикмахерской, то вот уже более 15 лет я стригусь у одного и того же мастера. И у нас выработалась такая практика: чаевые я не даю, но и сдачу не беру.

А вот врачам «чаевые» в чистом виде предлагать не решаюсь. В нашей семье была одно время очень сложная ситуация, и чуть ли не каждый день приходилось вызывать бригаду «Скорой помощи». На этот случай у нас были припасены коробки конфет и бутылки хорошего вина. В зависимости от половой принадлежности врача, ему презентовались или конфеты, или вино.

 

 - Чаевые я даю, но только тем людям, которые хорошо меня обслужили и не попросили об этом. Желание отблагодарить вообще свойственно людям, поэтому почему бы не дать официанту или водителю такси дополнительное вознаграждение? Обычно я даю чаевые не менее 10% от счета, и считаю, что это правильно.

В молодые годы я сам работал таксистом и никогда не стеснялся брать деньги дополнительно к счетчику, если клиент проявлял такое желание. Но сам никогда его об этом не просил. Есть профессии, где чаевые являются составной частью заработка. В Америке, к примеру, официанты платят налоги, прибавляя к своей официальной зарплате 15%, а в европейских гостиницах вам ненавязчиво намекнут, сколько здесь принято давать «сверху» разносчику пиццы или служащему, который помог вам донести чемоданы до номера.

Правда, далеко не всегда возникает желание дать чаевые. В некоторых наших тверских кафе такое обслуживание, что второй раз туда заходить не хочется, не то что оставлять чаевые. Вознаграждаться должен только хороший труд. И не важно, кто тебя хорошо обслужил: стоматолог, адвокат, парикмахер или автомеханик. Хочешь получить качественную услугу, заплати человеку, который тебе ее оказывает.

 

- Я крайне редко бываю в ситуации, когда возникает вопрос давать или не давать чаевые. По сути, чаевые – это негласное, дополнительное вознаграждение и без того платных услуг. Человеку, который их нам оказывает, мало платит работодатель? Но это – совсем другая проблема. Если продолжить перечень оказываемых в нашем обществе услуг, то окажется, что в него сегодня входят педагоги, - новая реформа образования вводит термин «образовательные услуги». Врачи - медицинские услуги, журналисты – информационные услуги и так далее и тому подобное. И что, всем им платить чаевые, которые подразумевают за собой некоторую надменность дающего и униженность берущего? Да никакой зарплаты на это не хватит. Лично я за то, чтобы за любые услуги люди, нам их оказывающие, получали достойную зарплату. Вне зависимости от того, кто выступает в роли работодателя - государство или частный бизнес. Иначе практика «чаевых» может войти в систему и привести к удорожанию любых услуг. Кстати сказать, японцы чаевые вообще воспринимают как оскорбление. Такой вот менталитет у этой нации.

 

- В кафе, ресторанах, если хорошо обслужили, даю чаевые – 10% от счета. Если средне - нормально, чуть меньше. Ну а когда плохо, то, естественно, не даю, еще и замечание сделаю. Но, как правило, такое случается редко.

Что же касается парикмахерских и салонов красоты, то здесь отдельная история. Косметолог, женщина к которой я хожу вот уже много лет, считает, что незаработанные деньги пользы не приносят. И чаевые не берет принципиально, правда, она по совместительству еще и хозяйка салона красоты. Но если приходится делать, к примеру, маникюр просто у хорошего мастера, то чаевые оставляю. Хорошая работа должна быть вознаграждена и поощряться рублем.

Кому я принципиально не даю чаевые, так это нашим тверским таксистам, которые могут часами стоять на стоянке в ожидании богатого клиента. И меньше чем за двойную плату тебя ни за что не повезут.

 

- К чаевым отношусь отрицательно. Честно говоря, я не любитель посещать кафе и рестораны, на это у меня просто нет времени. Поэтому теоретически знаю, что там принято давать сверх счета 10%, но почему это надо превращать в норму, не понимаю.

В парикмахерской тоже сверх установленной таксы не даю, и, когда меня там хорошо обслуживают, просто от души говорю «спасибо». Не потому что я жадная, просто не вижу логики в практике дополнительного вознаграждения. В силу своей должности я помогаю многим людям, но мне даже в голову не приходит, что они мне чем-то обязаны.

А для того чтобы исключить подобные мысли из их головы, я запретила своему секретарю впускать ко мне в кабинет посетителей с пакетами в руках. На всякий случай, чтобы не создавать сомнительную ситуацию. Думаю, что людей, думающих так же, в нашем городе немало, и, предлагая чаевые, можно просто обидеть человека. Уж лучше от всей души сказать ему «Спасибо».

 

Пожалуй, каждый из наших читателей и читательниц хоть раз в жизни решал для себя вопрос: давать или не давать? Мы имеем в виду чаевые. Если давать, то сколько? Если нет, то стоит ли заходить в этот ресторан (бар, парикмахерскую, гостиницу) в следующий раз?

Версия для печати
Авторы: Опрос проводила Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»