Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Шаг в будущее

 

Как сделать умным производство – новый форум промышленников

 

 

4-6 сентября в Тверской области произошло событие, способное серьёзно повлиять на перспективы развития отечественного машиностроения. На базе ГлавУпДК при МИД России комплекса отдыха «Завидово» прошел двухдневный форум «Умное производство-2010», в рамках которого состоялась Всероссийская конференция на тему «Инновационные технологии модернизации промышленных предприятий».

В работе форума приняли участие около трёхсот ученых и руководителей производств, представляющие самые разные направления деятельности этой важнейшей для страны отрасли. География участников - самая широкая: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Екатеринбург, Тверь и ряд других российских городов. Приглашение на форум получили и те, от кого зависит будущее нашей страны: молодые учёные и специалисты, аспиранты, выпускники и студенты российских вузов, многие из которых были недавно участниками молодежного инновационного форума «Селигер-2010». Для них был организован II Тверской молодежный инновационный конвент, организаторами которого стали федеральный журнал «Умное производство», Администрация Тверской области, Региональное представительство приоритетного направления Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект» на территории Тверской области, НКО Центр социально-политических инноваций «Империум».

В заседании форума приняли участие высокие гости - губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, руководитель Комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев, Николай Кутеев, директор Департамента системного анализа и стратегического планирования Министерства промышленности и торговли, и ряд других людей, представляющих профессиональное сообщество.

Дмитрий Зеленин отметил, что сегодня в России остро стоит проблема создания «креативного класса». Научное сообщество в России, по словам Зеленина, «далеко недокапитализированный актив, сравнимый с природными ресурсами». Пока уровень проникновения научных технологий в бизнес и в государственное управление очень низкий. Оставляют желать лучшего кадры, оставшиеся на производстве. Не работает такая важная составляющая самоорганизации бизнеса как торгово-промышленная палата.

- Выигрывает тот, кто организует «умное производство», а не строит его на обмане сотрудников и клиентов, - подчеркнул Зеленин.

Сергей Степашин, руководитель Контрольно-счетной палаты Российской Федерации - человек, который знает всё о том, как расходуются средства на модернизацию. Вот что сказал он, открывая форум «Умное производство»:

- Я с удовольствием принял приглашение выступить здесь. Проблематика форума в свете задач, поставленных президентом, очень актуальна. Для машиностроительного комплекса проблема привлечения инвестиций важна как воздух. Однако одна из причин низкой инновационной активности в России - отсутствие спроса на инновации. В стране можно по пальцам одной руки пересчитать реальные проекты. Не действуют венчурные фонды.

Для построения инновационной экономики нужно изменение законодательства. Не торопятся отраслевые министерства. Не готово поддержать инновации и занятое население, поскольку часто изменение технологий означает, что освобождается рабочая сила. И власти идут на популистские меры. Мы имеем пример «Автоваза»: сколько не езди на «Ладе-Калине» перед камерами, всё равно её покупать не будут.

Мы не Голландия, в разных регионах могут уживаться сразу несколько технологических укладов. Тем не менее, есть очень интересные кластеры. В частности, тот же Торжок, который представил здесь замечательные машины для пожаротушения. Мне, как бывшему министру внутренних дел, эта тема необычайно близка.

Владимир Васильев подчеркнул:

- Законодатели сейчас проходят непростой период. С одной стороны, надо поддержать существование системы, с другой - обеспечить инновационное развитие.

Он заметил, что бизнес, которому власть пытается создать условия для развития, не торопится проявлять социальную ответственность. Например, энергетики, которые оставляют без горячей воды целые города, делая жителей заложниками хозяйственных споров. На частный бизнес не может воздействовать прокуратура, не может воздействовать региональная и местная власть. В результате, когда подступает беда, оказывается, что субъекты федерации, на которые, например, возложена ответственность за пожарную безопасность, не справляются: пожарные пруды - в частных руках, леса - в частных.

- Мы вступили в период выборов, когда всё оказалось очень связано - и ответственность бизнеса, и ответственность власти. «Единая Россия» выступает против введения прогрессивного налога, мы создаем условия для развития бизнеса. Но бизнес, похоже, это не ценит, - сказал Владимир Васильев. - При этом нет условий для поддержки тех, кто реально встал на путь инноваций. Ведь это очень рискованная сфера, поэтому необыкновенно трудно получить кредит на инновации. В законодательстве те, кто развивает инновационную сферу, уравнены с теми, кто живет по старинке.

Владимир Васильев выразил готовность как руководитель Комитета по безопасности поддержать все инициативы, выдвинутые участниками форума. Их надо было только высказать.

Впрочем, все понимали, для чего собрались.

Николай Кутеев, отвечающий в Минпромторге за стратегическое развитие, высказал опасение, что модернизация - палка о двух концах, поскольку влечёт за собой социальные проблемы. Факторы, которые раньше позволяли российской промышленности выживать - низкая стоимость энергоносителей, недостаточная загруженность производственных мощностей - уже в прошлом. Надо думать, как в нынешних условиях производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на мировом уровне. Для этого нужны новые продукты, новые технологии, новый менеджмент.

Компания «Сухой», выпускающая знаменитые самолеты «Су» лишь за счёт внедрения принципов бережливого производства на одном участке, в два раза сократила производственный цикл, а на другом на 25% повысила производительность.

Николай Кутеев выразил обеспокоенность тем, что сегодня на производствах нет инженеров самого продуктивного возраста - 30-40 лет. Если сейчас 2 миллиона человек не придут в вузы, и через 6-7 лет - на производство, страна обречена.

Анатолий Квашнин, отвечающий в Союзе машиностроителей за молодежный проекты, напомнил, что они уже второй раз в этом году приезжают в Тверскую область. Первый раз участвовали в форуме «Селигер», сегодня - в форуме «Умное производство». И нынешний формат им больше по душе. На предприятиях сейчас идёт новый всплеск молодежной активности.

Аудитория этого масштабного форума была многомиллионной, потому что его работа транслировалась в режиме он-лайн на сайте журнала «Умное производство». Его главные организаторы, администрация Тверской области и журнал «Умное производство», продумали всё до мелочей, и сумели создать идеальные условия как для эффективной работы участников форума, так и для отдыха, на который у них оставалось, увы, совсем немного времени. Впрочем, даже тогда не смолкали разговоры о том, что волнует всех - как вывести машиностроение из пропасти, сделать прибыльной эту ведущую отрасль страны и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

В отличие от большинства других мероприятий подобного рода, конференция в Завидово отличалась конкретикой обсуждения обозначенных в программе проблем и была начисто лишенная пустословия. Модераторами форума были заместитель губернатора Тверской области, курирующий в областной администрации промышленность Анатолий Боченков, главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов и генеральный конструктор инженерно-консалтинговой компании «Солвер» (Москва) Радислав Бирбраер.

Радислав Бирбраер, разработчик доктрины «Умного производства», напомнил, что даже наличие достаточно больших финансовых средств, предназначенных на создание инновационного продукта, не всегда является гарантией того, что он будет получен. По его мнению, денег на модернизацию страны выделяется даже слишком много. Только вот расходуются они не всегда по-умному. И пообещал, что в ходе работы форума его участники получат ответ на ключевой вопрос: как правильно потратить эти деньги, каким образом оптимизировать процесс техперевооружения так, чтобы сделать успешным свой бизнес. Этой теме он и посвятил своё выступление, которой открыло работу конференции.

Ещё одна отличительная особенность тверского форума «Умное производство-2010» заключалась в том, что доклады его участников было интересно слушать не только специалистам в области машиностроения, но и нам, журналистам. Поверьте, такое случается нечасто. Вот и доклад Радислава Бирбраера зал прослушал, как говорится, на одном дыхании. Его часто называют человеком, определившим будущее отечественной промышленности, потому что он смог сформулировать такую методологию технического перевооружения предприятий, которая позволяет сбалансировать различные грани всей производственной системы: начиная от маркетинга и заканчивая оперативным планированием в цехах. А созданная им компания «Солвер» по существу явилась исследовательским центром по изучению проблем машиностроения и поиску их оптимального решения. Результатом многолетней исследовательской работы стало создание нового продукта мирового уровня. По сути это научно обоснованная настройка новых производственных процессов, связанных с техническим перевооружением, экономикой и управления персоналом на те или иные задачи бизнеса. О том, как получить инновационный продукт с оптимальными на него затратами на базе отечественных предприятий, наш отечественный «Билл Гейтс от машиностроения» и рассказал участникам форума.

Аркадий Владимирцев, генеральный директор Ассоциации по сертификации «Русский регистр» из Санкт-Петербурга посвятил свое выступление современным технологиям менеджмента качества продукции машиностроительных предприятий. А Дмитрий Красносельских, директор департамента развития Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ», поделился опытом подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

Особо хотелось бы рассказать об атмосфере, царившей на форуме. Первое впечатление: как удалось организаторам собрать в одном месте и в одно время столько интеллектуалов, отличить которых даже внешне от обычных (тоже, заметим, непростых), отдыхающих этого престижного комплекса не составляло никакого труда.

И второе впечатление: учёные, директора предприятий и президенты крупных фирм, что называется, солидные люди, вступая в дискуссии, менялись на глазах. Столько в них было молодой энергии, искреннего желания изменить жизнь нашей страны к лучшему, что своим юношеским задором и темпераментом они мало чем отличались от своих коллег из молодёжной секции форума.

В рамках работы форума прошёл ряд очень содержательных круглых столов, с итогами работы которых мы будем вас знакомить на страницах журнала «Бизнес территория». Дискуссии шли по вопросам комплексной пожарной безопасности, перспективам создания в Тверской области мощного железнодорожного кластера, способного производить высокоскоростные поезда класса «Сапсана», а также перспективам торфяной промышленности России. Был подписан договор о комплексе мер по созданию на конаковской земле образцовой системы пожаротушения - силами торжокского ОАО «Пожтехника», при поддержке НИИ пожарной обороны МЧС России. Подробности - в следующем номере.

«Умное производство-2010», несомненно, стал форумом нового формата, в рамках которого обсуждались пути решения проблем глобального для нашей страны характера. В перерывах между пленарными заседаниями и «круглыми столами» завязывались личные контакты по профессиональным интересам, их участники обменивались визитками и обговаривали возможные варианты будущего сотрудничества. Деловые разговоры не прекращались и в часы отдыха, - во время прогулки на катере по реке Шоше и даже на приёме, который дал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин участникам форума.

Успех форума - и этот факт был признан всеми - носил такой характер, что его проведение было решено сделать ежегодным.

Итак, до свидания «Умное производство-2010», здравствуй «Умное производство-2011»!

 

Участники - о форуме

 

Тверской форум "Умное производство-2010", создавший площадку для обсуждения глобальных проблем отечественного машиностроения, стал событием всероссийского масштаба. Осмысление и подведение его итогов ещё впереди, но своими первыми впечатлениями от работы форума мы попросили поделиться некоторых из его участников. И вот что они сказали корреспонденту газеты "Караван".

 

Аркадий Владимирцев, генеральный директор Ассоциации по сертификации "Русский регистр", Санкт-Петербург:

- Главный итог форума, на мой взгляд, это та возможность, которую он предоставил всем его участникам для обсуждения самых разных проблем в области высокотехнологичного производства и обмена наработанным в этом направлении опытом. Информация, информация, и ещё раз информация, - не надо в наши дни заново изобретать велосипед, многое уже придумано до нас и за нас. Главное - не утонуть в огромном море информации и выбрать то, что тебе нужно здесь и сейчас. Форум нам в этом помог, за что огромное спасибо его организаторам, и для кого-то он станет точкой отсчёта к новому подходу в решении задачи инновационного развития своего предприятия. Помогут в этом и личные контакты, которые нам удалось здесь завязать, что, несомненно, принесет пользу нашему бизнесу.

 

Александр Мольгунов, заместитель начальника НТО Концерна "Созвездие", Воронеж:

- В период технического перевооружения, необходимого для внедрения инновационных технологий, интересно узнать, какие подходы существуют для этого на сегодняшний день. Мы же все прекрасно понимаем, что успех дела определяет не выбор, пусть даже самой современной технологии, а системный подход, охватывающий всю производственную цепочку, от выбора проекта до переподготовки под него специалистов. Особенно важно это для космической отрасли машиностроения, которую я представляю. Многие выступления на форуме как раз и были посвящены этой тематике. Я думаю, что и другие участники конференции и круглых столов почерпнули для себя много нового и интересного. Спасибо за это организаторам, продумавшим всё до мелочей. Обязательно приеду сюда и в следующем году, чтобы получить новый импульс в своей работе.

 

Гульнара Нурмухамедова, директор департамента стратегического развития ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение":

- Меня очень интересовало, как решается вопрос финансирования на тех предприятиях, которые решили встать на инновационный путь развития. Где взять для этого инвестиции? Казалось бы, ответ очевиден - банковский кредит. Но не всё так просто. Банки с большой неохотой дают "длинные" деньги на достаточно большой срок, а если и дают, то под такие проценты, которые могут съесть всю будущую прибыль. И ещё один момент. Для того чтобы получить все необходимые для получения кредиты, надо пройти массу различных инстанций и получить огромное число заключений, причём инновационный путь развития приравнивается нашими чиновниками к реконструкции предприятия, а это далеко не одно и тоже. Порой для того, чтобы пройти весь этот путь, требуются годы. А в бизнесе, как известно, время - деньги. Сейчас государство создаёт отдельные инвестиционные фонды для будущих инноваций. Но не государственное это дело - деньги бизнесу раздавать. Не проще ли было создать специальную, совместно с банками программу для финансирования предприятий, вставших на инновационный путь развития, условия которой были бы приемлемыми для бизнеса? В таком подходе к вопросу инвестиций я нашла на форуме много единомышленников. Надеюсь, что наше мнение будет услышано на самом верху. Думаю, что гарантия тому - представительный состав форума, а также его трансляция в интернете в режиме он-лайн. Это организаторы здорово придумали.

 

Генеральный директор ОАО "Спецтехника" (ЗАТО "Озерный", Тверская область) Олег Максенков:

- У меня только положительные впечатления от прошедшей конференции. Особенно плодотворным оказался второй день, который был посвящён практическим вопросам деятельности машиностроительных предприятий. Я считаю большим плюсом этого форума то, что на нём присутствовали руководители предприятий, люди, понимающие основные нужды и проблемы отрасли. Мне приходилось бывать на подобных мероприятиях федерального уровня, и не всегда состав участников соответствовал заданной теме, то есть основными приглашенными были экономисты или юристы. В данном случае мы имели возможность напрямую обсудить с коллегами волнующие вопросы.

Хочу отметить высокий уровень мероприятия. Отрадно, что конференции уделил внимание председатель Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, депутат Государственной Думы, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Это говорит о внимании власти к отрасли. На конференции обсуждались темы, заслушивались доклады, максимально интересные для представителей машиностроительной отрасли, поднимались острые вопросы. Поэтому хотелось бы, чтобы эта информация была донесена до представителей власти и способствовали решению наиболее актуальных проблем.

Кроме того, преимуществом форума стала возможность неформального общения руководителей машиностроительных предприятий, это позволило расширить круг знакомств, наладить контакты с потенциальными партнёрами.

 

Дэвид Юхансон, шведская компания "SKF Group", завод в Твери:

- Здесь, на форуме, мы нашли несколько потенциальных партнеров. Наша цель - перейти на локальных поставщиков. Закупать основные компоненты для нашей продукции за границей дорого, долго проходит процесс растомаживания. При этом мы не знаем о предприятиях, которые находятся буквально за углом.

Сейчас мы заключили предварительный договор о сотрудничестве с заводом "Нелидовские гидропресса". Для иностранной компании такие мероприятия необычайно полезны тем, что можно завязать нужные связи, понять, какова структура промышленности в России, в Тверском регионе.

 

 

Как сделать умным производство – новый форум промышленников

 

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА Светлана АВДЕЕВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»