Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное ежемесячное 60-страничное издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса. Издается в Твери, распространяется в Тверской, Московской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской, Воронежской, Липецкой, Белгородской областях. Журнал анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, логистика, энергетика и многое другое – все это в журнале «Бизнес территория». Основные темы журнала: комплексное развитие территорий, территориальный маркетинг, девелопмент, инфраструктура, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, недвижимость, промышленные площадки, новости.

 

 

 

 

 

Генеральный план переходного периода

Генеральный план – это основной документ, по которому должен жить и развиваться город. Так получилось, что с конца 80-х Тверь развивается без этого основного документа. Возможно, именно отсюда берут корни многие городские проблемы. Областной еженедельник «Караван+Я» и журнал «Бизнес-территория» решили собрать на круглый стол для обсуждения дальнейшего развития Твери представителей власти, строителей, архитекторов, девелоперов – тех, от кого зависит внешний и внутренний облик нашего города. Вели круглый стол главный редактор еженедельника «Караван+Я» Геннадий Климов и и.о. мэра Твери, первый заместитель главы города Олег Кудряшов.

Главный редактор еженедельника «Караван+Я» Геннадий Климов: Определимся с тематикой нашей беседы. Сейчас генеральный план уже на выходе, мне хотелось бы, чтобы мы поговорили более широко, поскольку, если я не ошибаюсь, это уже седьмой генеральный план Твери, и он будет задавать тон развития города на многие десятилетия. Сейчас генплан создается в несколько иных условиях. В стране и мире происходят глобальные изменения, ужесточается конкуренция между государствами и регионами внутри страны, между городами. Какие-то города умрут, какие-то будут развиваться. Кроме этого процесс планирования развития города накладывается на то, что происходит смена технологических укладов в промышленности.
Вообще, техника конкурентной борьбы городов предполагает выработку какой-то концепции, миссии города. На мой взгляд, невозможно сейчас вырабатывать план города, не сопоставляя с территориальным планированием области. Мы знаем, что сейчас возникают промышленные площадки, идет строительство металлургического комбината рядом с Тверью. Это может привести к непредсказуемым последствиям, это тоже все нужно обсуждать.
Я хотел бы, чтобы наша беседа велась не только с точки зрения строителей и архитекторов, но и с точки зрения философов, людей, которые хотят заглянуть в завтрашний день, причем заглянуть неравнодушно, с тем, чтобы наш город развивался, потому все мы - жители Твери и очень любим свой город. Мы хотели бы, чтобы здесь было всегда комфортно и хорошо жить, тем более что для этого сейчас есть все предпосылки.
Олег Кудряшов: Действительно, затронута очень важная тема, поскольку генеральный план города фактически определит, как мы будем жить, застраивать город до 2020 года. Старый генеральный план, те застройки, которые происходили в Твери в последние 20 лет, изменения транспортной сети не отражают интересы развития города. Поэтому генеральный план как раз призван решить ряд проблем - градостроительную, инфраструктурную (в том числе и транспортную) - и задать генеральное направление развития города, в том числе расширения границ города за счет прилегающего к нам Калининского района.
Естественно, мы не сможем задать очертания города: генеральный план не тот документ, который дает очертания, он определяет вектор развития. Мы постараемся, чтобы в Твери было удобно жить, отдыхать, чтобы сохранялись и образовывались зеленые зоны, чтобы удобно было добираться до работы. Надо компоновать промышленные зоны таким образом, чтобы уменьшить встречные пассажиропотоки в городе. Необходимо решить транспортные проблемы, сделать развязки, транзитные дороги, объезды таким образом, чтобы минимум транспорта въезжало в город, а если въезжал, то по каким-то скоростным магистралям и быстро наш город преодолевал.
Поэтому недооценивать значение генерального плана нельзя, но и переоценивать, говорить, что он решит все наши проблемы, также не стоит.
Николай Байда, «Тверьстройзаказчик»: Олег Борисович, когда генеральный план города будет принят в окончательном варианте?
Олег Кудряшов: Идет согласование охранных зон. Это единственный раздел генерального плана, который не готов и не утвержден. Все остальное в полной готовности. Проходят публичные слушанья. Определены зоны жилищной застройки, а охранная зона – это прежде всего центр города. Там, где нам надо с вами строить, – это застраивать территории по периметру, строить жилье, инженерную инфраструктуру, транспортные магистрали. То, о чем говорит наш президент, именно о комплексной застройке. Все эти территории определены понятно.
Виктор Зверев, «Тверьагрострой: Вы говорите, что сейчас согласовывается охранная зона – для всех строителей это больная тема. Когда мы начинаем разработку застройки квартала и приходим в комитет по охране памятников на согласование, нам говорят, что наша застройка не соответствует утвержденным охранным зонам, утвержденным в 70-х годах.
Сегодня все говорят, что эти охранные зоны не соответствуют сегодняшнему дню, современным требованиям города, строителей, жителей. Кто-то их пересматривать будет? Насколько я посмотрел новый план, который висит у главного архитектора города, – там те же охранные зоны, которые были в 70-х годах, высота определена 7 метров до конька. Я не говорю, что нужно в центре строить 18-, 20-этажные дома. Но 7 метров – это не серьезно.
Олег Кудряшов: Я, честно говоря, противник, чтобы строить в центре города. Здесь нужно очень деликатно подходить к этим вопросам для того, чтобы сохранить исторический облик центра города. Наш город заслуживает этого. И тут главную роль играет комитет по охране историко-культурного наследия. Над параметрами нынешних охранных зон помимо наших архитекторов работал Институт урбанистики.
Раиса Тарасенко, заместитель главного архитектора города: Тот генеральный план, по которому в настоящий момент ведется застройка, был утвержден в 1991 году. И в то же время были согласованы и утверждены охранные зоны. Дело в том, что в то время это было большое дело, потому что прежний генеральный план, который был разработан в 1969 году, вообще не учитывал исторического наследия и предполагалось, что все будет сноситься и будут строиться в основном 8- и 9-этажные здания. Всерьез историческое наследие не принималось.
Это, конечно, было в корне неверно, и поэтому, когда разрабатывали предыдущий генеральный план, по которому мы застраиваемся, возникли определенные издержки и неопределенность, так как дело это было новое. Так, четко не определена была граница исторического ядра города. Очень много периферийных зон, где страшно размыты эти показатели. Поэтому возникает масса проблем у архитекторов и строителей, в органах управления архитектуры.
Что касается этажности, то такой показатель был в свое время продиктован требованиями ГО и ЧС, они требовали, чтобы здания не превышали девяти этажей. Безусловно, что это все устарело и порождает большую неопределенность. Поэтому Институт урбанистики выполнил корректуру охранных зон. Раздел шел с большим скрипом. Порядка полутора лет у нас ушло на согласование проектирования охранных зон. Сейчас это уже сдвинулось с мертвой точки, определены основы той границы, которая отделит историческую зону от зону свободной застройки, где не будут жестко регламентироваться этажность и параметры.
Конечно, те зоны, которые предложил Институт урбанистики, не новые, это корректура ранее обозначенных. То же касается и генерального плана – он не возникает на свободном месте. Существует сложившаяся застройка как в исторической зоне, так и в уже более поздней застройке. Что касается корректуры охранных зон, то все требования, которые существуют для исторического ядра, будут сохранены. Это наша история и наша память.
Юрий Митюнин, ОАО «Синдус»: Когда закончат реконструкцию Путевого дворца? Он уже долгие годы стоит в том неприглядном виде, в котором мы его сейчас наблюдаем.
Олег Кудряшов: Вы знаете, что в органах местного самоуправления зоны компетенции – зоны муниципального имущества. К сожалению, Путевой дворец не относится к сфере нашего влияния. Но, несмотря на это, три года назад по инициативе городской администрации и депутатов Тверской городской думы были выделены средства на проектирование и ремонтно-восстановительные работы по Путевому дворцу, чтобы стабилизировать ситуацию и не дать ему разрушиться.
На сегодняшний день наш дворец включен в федеральную программу как объект культурного наследия федерального значения. И совместными усилиями мы добились, что выделяются серьезные средства на его восстановление. Я уверен, что объект в течение 4-5 лет будет доведен до нормального состояния.
Геннадий Климов: Предусмотрены ли какие-то транспортные развязки? По мостам через Волгу уже стало проблематично передвигаться, а со временем это ситуация будет только усугубляться.
Раиса Тарасенко: По новому генеральному плану транспортные развязки будут развиваться. Институт урбанистики здесь работает совместно с НИИ пространственного планирования. Сейчас у нас в городе преобладают широтные магистрали, в основном вдоль Волги, и недостаточное количество мостов, чтобы связывать правый и левый берега. Уже давно назрела проблема строительства западного моста, в створе бульвара Ногина. В настоящее время это отражено и в генеральном плане. Кроме того, уже согласован проект, и в сентябре планируется начало реконструкции Мигаловского моста.
Предусмотрены новые развязки на окружной дороге Москва - Санкт-Петербург. Строится развязка на Волоколамском шоссе, запланировано строительство развязки на Бурашевско-Тургиновском направлении.
Предполагается также строительство мостов через малые реки. Появится новый мост через Тверцу, в будущем будет удлиняться улица Фрунзе в м-не «Юность». В отдаленном будущем планируется строительство нового восточного моста через Волгу. Вообще, в генеральном плане очень четко продумана транспортная схема, она не нарушает уже сложившуюся структуру и идет по тем направлениям, которые были в предыдущем плане с некоторыми изменениями и корректировками.
Олег Кудряшов: Пока у нас не завершена реконструкция Восточного моста, на строительство другого Твери никто средства не выделит – два долгостроя нам не нужны. Тем не менее к моменту окончания реконструкции Восточного моста проектно-сметная документация на условно называемый Западный мост будет готова.
В этом году мы рассматривали схему прохождения магистрали центр города - улица Карла Маркса - ДК Трусова, которая в конечном итоге будет выходить восточнее деревни Никольское на окружную дорогу. Старицкий перекресток сместится – там по генеральному плану предусмотрена новая развязка.
Геннадий Климов: Следует очень серьезно отнестись к вопросу о строительстве под Тверью, в селе Михайловское близ Васильевского Мха, металлургического комбината компании «Арселор Миттал». Это требует особого внимания общественности. Во-первых, могут быть обрушены все планы по транспортным развязкам: если по железнодорожной ветке на Васильевский Мох пойдут составы с металлом, встанет весь м-н «Юность», город окажется отрезан от областной больницы и выезда на трассу М10. Во-вторых, «роза ветров» расположена так, что, даже несмотря на 60-метровую трубу, запланированную проектировщиками, копоть будет идти на Тверь.
Раиса Тарасенко: Мало того, металлургический комбинат «Арселор» будет потреблять для охлаждения столько воды, сколько потребляет вся Тверь. Даже если воду будут брать из-под земли, потом она все равно пойдет в Тверцу.
В Затверечье очень сложная геологическая ситуация, там даже в советское время не разрешалось строить многоэтажные здания. А в 1986 году было принято постановление, согласно которому в Твери нельзя было строить большие промышленные предприятия.
Геннадий Климов: В рамках создания генерального плана города необходимо поднимать вопрос о специализации Твери. Например, можно выбрать гуманитарную специализацию, в современном мире это может казаться выгоднее, чем строить промышленные производства. Давайте, например, сделаем университетский город, где не будет ничего, вредящего экологии.
Мы должны для региона выбрать несколько брендов, которые будут раскручивать и СМИ, и власть. Например, в Боровлеве собираются строить полиграфический комбинат. Это правильно, это именно тот бренд, о котором я говорю. Так Тверь может стать столицей книгопечатанья.
Если мы сейчас сделаем какую-то глупость – завтра у нас не будет Твери. Этот круглый стол и ставит перед собой задачу – поднять весь комплекс вопросов, связанных с развитием Твери и региона.
Например, есть серьезный кадровый вопрос. Например, когда сейчас начнет работать завод по производству подшипников в Боровлеве, все рабочие, которых и так не хватает в тверской промышленности, направятся туда, и что тогда будет с машиностроительными заводами, которые десятилетиями существуют в Твери?
Сергей Рожков, УК «Аргон» (Боровлево): Почему вы считаете, что население Твери не будет расти?
Олег Кудряшов: Нет серьезных территорий для роста города за пределы существующих границ. Кроме того, когда население города превышает полмиллиона человек, то он становится уже менее комфортным для жизни. Я считаю, что численность Твери останется на прежнем уровне.
Сергей Рожков: Так что лучше, чтобы количество населения осталось на прежнем уровне или выросло?
Олег Кудряшов: Я думаю, что сейчас наша задача - реконструировать город, сохранив население. Я не думаю, что нас ждет перспектива города-«миллионника». При том, что производства, которые у нас строятся, должны начать работать сразу. А через 3-4 года трудоспособного населения у нас точно не прибавится.
Геннадий Климов: На мой взгляд, у нас происходит нестыковка стратегии развития региона, разрабатываемой администрацией области, и генерального плана областного центра. Когда появятся скоростная автодорога Москва - Санкт-Петербург, высокоскоростная автомагистраль, к нам поедет Москва.
Раиса Тарасенко: Что касается промышленной зоны Боровлево, там размещение достаточно сумбурное: неподалеку проходит граница города, и рядом будут находиться как промышленные предприятия, так и пищевые, например, планируется завод по производству кофе. Размещая такие предприятия и планируя приезд рабочих, не предусматривается социальных составляющих (имеется в виду жилье, школы, больницы и т.д.). Размещение промышленности на территории, прилегающей к городу, несколько не продумано.
Влияние новых магистралей, безусловно, отражено в генеральном плане. Главная магистраль, новый автобан, пойдет севернее города Твери, между рекой Тверцой, по лесным землям, по землям ЗАО «Калининское», пересечет реку Тверцу, далее за Оршинским монастырем в Московском направлении. Дорога будет непрерывного движения, и она будет огорожена с двух сторон стенами до шести метров, поглощающими шум. Сначала планировался один съезд с этой трассы в районе города – у пересечения с Бежецким шоссе. Сейчас запланирован второй – у будущего моста через Тверцу, в районе деревни Павловское (за Литвинками).
Вторая большая магистраль – железнодорожная. Она пройдет южнее города Твери. Первое, с чем мы столкнулись, – не учли готовящийся разворот взлетно-посадочной полосы Мигаловского аэропорта. В настоящее время интерес представляет предложение Института урбанистики – совместить Мигаловский комплекс со станцией на высокоскоростной дороге.
Андрей Красильников, архитектор: Почему на генеральном плане город окружают сплошным кольцом промышленные предприятия, сплошной коричневый и фиолетовый цвет?
Раиса Тарасенко: Без развития промышленности у города не будет потенциала к развитию.
Дергачева, представительница общественности: Олег Борисович, вы готовы по результатам публичных слушаний направить сейчас генеральный план на утверждение в Городскую думу?
Олег Кудряшов: Я готов его подписать. Если необходимо, можем провести еще одни публичные слушанья. Если вас что-то не устраивает, можете высказаться.
Дергачева: Какие изменения произойдут на реке Тверце, в районе речного вокзала?
Николай Байда: Принята городская программа реконструкции территории от речного вокзала до вагонного завода. Планируется полностью привести ее в порядок и сделать зоной отдыха для населения. Предусмотрено строительство спасательных пунктов, очистка берега и воды. Этот участок от заставы и до впадения Тверцы должен стать экологически чистым. Что касается Тверцы: нами разрабатывается концепция строительства детских лагерей вдоль ее берегов.
Геннадий Климов: Хотелось бы услышать мнение о новом генеральном плане Твери человека, который имеет опыт проектирования современных городов в сотрудничестве с крупнейшими мировыми компаниями, архитектора Андрея Барковского, автора планировки будущего города Большое Завидово
Андрей Барковский, ООО «Домус», архитектор: Наличие любого генерального плана - это лучше, чем его отсутствие. Но как человек, который, покупая новую машину, уже думает, какую машину он будет покупать следующей, при принятии этого генерального плана городская администрация должна уже думать о будущем. Поскольку этот генеральный план начинал разрабатываться еще при старом Градостроительном кодексе, при старом градостроительном законодательстве, в условиях резкого обрушения экономики страны, а фактически разработка заканчивалась сейчас, когда происходит резкий подъем, конечно, план получился несовершенным. В момент революционных изменений создание каких-то правил игры, четких и понятных, которые бы работали на долгосрочную перспективу, мне представляется несколько наивным. Нужно трезво относиться к тому, что этот генеральный план переломного этапа Твери. Но хотелось бы, чтобы он задал вектор развития Твери. Я считаю, что этот проект нужно утверждать и необходимо сразу же задумываться, как проводить его корректуру.

 

Историческая справка
Тверь считается образцом градостроения эпохи классицизма. В 1763 году, после пожара, уничтожившего все деревянные постройки города, в Тверь приехали ведущие русские архитекторы того времени во главе с Петром Никитиным. Они и разработали первый генеральный план, который был утвержден лично императрицей Екатериной II.
В 1927 году идеи, заложенные Никитиным, развил архитектор Иваницкий, сохранив в новом генплане трехлучевую композицию города, ориентир на реки и сделав главный акцент на географическое расположение Твери между Москвой и Ленинградом. Благодаря этому генплану набережная Афанасия Никитина была освобождена от усадебной застройки, выходившей огородами и банями к Волге, появилась озелененная набережная для отдыха всего населения города, речной вокзал (сейчас памятник архитектуры).
Генплан 1945 года носил больше восстановительный характер.
Следующий генеральный план Твери появился в 1965 году. Он предусматривал снос старинных зданий в исторической части Твери и строительство на их месте новых проспектов с преобладанием домов «хрущевского» периода архитектуры. К счастью, этот план оказался слишком затратным, и на его осуществление в стране развитого социализма не хватило средств.
Наконец в 1991 году институтом «Ленгипрогор» был разработан очередной генеральный план Твери, учитывающий огрехи своего предшественника и составленный с учетом сохранения исторического своеобразия города. Но его осуществлению помешала перестройка, и спустя несколько лет он потребовал существенной корректировки.
Правда, приступили к ней только десять лет спустя, в 2001 г., а занимались разработкой нового генплана Твери специалисты Российского государственного научно-исследовательского и проектного Института урбанистики (Санкт-Петербург), которые недавно представили свое детище ценой в 7,5 млн. рублей на суд тверской общественности. На сегодняшний день идут к завершению согласительные процедуры по новому генеральному плану города Твери, которые, по самым оптимистичным прогнозам, завершатся к концу нынешнего года. После чего он будет представлен для утверждения в Тверскую городскую думу.

Версия для печати
Авторы: Ольга СМИРНОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 

тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6
e-mail:



 

© 2009-2016 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»