Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Трэвис Каланик: Дать людям больше времени и комфорта. Как Кремниевая долина породила компанию UBER с капитализацией больше чем у "Газпрома"

Американская технологическая компания, разработчик одноименного онлайн-сервиса по вызову автомобилей, Uber была основана Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году, и летом того же года было выпущено приложение. Уже в 2012 году компания получила инвестиции от Menlo Ventures, Benchmark Capital и Goldman Sachs. А в 2013 ведущие венчурные финансисты мира состязались за право вложить деньги в сервис. Фонд Google Ventures приобрел семипроцентную долю в компании за 258 миллионов долларов. В декабре 2013 года компания заявила о себе на рынке Москвы, а уже в июле 2014 года – Санкт-Петербурга. Воронеж стал шестнадцатым по счету городом в России, где появился Uber. По данным на февраль 2017 года Uber работает в более чем 500 городах 80 стран мира.

 

ЛИЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ СТАЛ ДОСТУПЕН КАЖДОМУ

 

Иногда ошибочно считается, что Uber – это служба такси. Это не так: Uber – это технологическая платформа, которая предлагает пользователям во всем мире удобный способ передвижения из точки А в точку Б, эффективно соединяя проводников услуг – водителей, с потребителями услуг – пассажирами.


Программное обеспечение устанавливает местонахождение пассажира, находит ближайшего водителя и направляет его к клиенту. Современные геолокационные технологии и компьютерные алгоритмы позволяют Uber координировать потенциальных клиентов со свободными водителями значительно успешней и быстрей, чем с этим справляются диспетчерские системы. Uber работает на платформах iOS и Android.


Одна из отличительных особенностей бизнес-модели Uber – динамическое ценообразование (surge pricing). Сервис отслеживает количество свободных машин и, анализируя спрос и предложение в конкретное время суток, определяет равносильную цену. При повышенном спросе, например, в часы пик, Uber вводит увеличенный коэффициент на стандартный тариф, в результате стоимость поездки может приближаться к прайсу в элитных службах такси. Важно отметить, что пользователь узнает точную стоимость поездки заранее, до заказа автомобиля. Поэтому у него есть выбор – совершить поездку или нет. Но если рассматривать ценообразование сервиса в среднем, поездки с Uber очень доступны, что во многом объясняет популярность сервиса.


Уменьшению цен на услуги способствуют следующие факторы: информационный сервис не несет издержек на содержание и обслуживание автомобилей и заработную плату диспетчерам, не попадает под действие закона о такси. По тем же причинам в некоторых городах возникают конфликты с Uber. Чиновников не устраивает, что предоставляемые Uber услуги не облагаются налогами, которые выплачиваются таксомоторными компаниями, а маститые службы такси, как, впрочем, и извозчики-одиночки теряют часть прибыли за счет того, что Uber снижает цены. Тем не менее, Uber продолжает работать даже в тех городах, где был сочтен нелегальным.


Инновации Uber связаны не только с политикой ценообразования. Uber вторым в мире в тестовом режиме запустил беспилотное такси (компания nuTonomy опередила Uber на несколько недель). Во время испытаний беспилотники сопровождаются сотрудниками Uber, которые при необходимости могут взять управление автомобилем на себя. В будущем их заменит удаленный центр связи. Если машина попадет в нестандартную ситуацию, она свяжется с человеком и попросит помощи. Основатель Uber Трэвис Каланик сообщил, что пока никому не удалось создать программное обеспечение для достаточно безопасной езды на автомобиле без участия человека. Однако над этим ведется активная работа. Эксперты считают, что задержки в реализации полностью автономного транспорта связаны, в первую очередь, с юридическими тонкостями их использования. Например, пока не ясно, кто будет нести ответственность в случае дорожных происшествий. И, во-вторых, для автоматического транспорта необходима развитая инфраструктура.

 

«УБИЙЦА ТАКСИ»

 

Первоначально стартап носил название UberCab, однако в 2010 году полиция Сан-Франциско обвинила UberCab в отсутствии лицензии на таксомоторную деятельность. Тогда Каланик убрал из названия слово «cab», чтобы компания никоим образом не сообщала о принадлежности к рынку такси.


Uber – эдакий продукт желания основателей сделать жизнь комфортнее. Вероятно, отсюда и название: немецкое слово «uber» буквально переводится как «над» или «сверху» и используется в качестве приставки, обозначая повышенный уровень или превосходную степень. В начале ХХ века слово «uber» перешло в речь американцев в виде сленгового аналога слова «super». Изначально UberCab (читайте «СуперТакси») использовало автомобили исключительно представительского класса, такие как Lincoln Town Car, Cadillac Escalade, BMW серии 7, Mercedes-Benz S550.


Однако Uber решил не ограничивать свою деятельность рамками премиум-сегмента. К 2012 году перечень используемых автомобилей расширился в сторону эконом-класса (новый сервис был назван UberX) – Каланик убедил Кэмпа не превращать новый бизнес в элитный сервис, а ориентироваться на потребности тысяч пользователей.


Uber на сегодняшний день находится в процессе развития на российском рынке, поэтому потребителям доступны не все существующие сервисы. К примеру, пока отсутствует сервис UberPool. Эта система находит пассажиров с совпадающими маршрутами и предлагает им совместную поездку. Каждый пассажир платит только за свой отрезок пути. Таким образом, оптимизируются и расходы на проезд, и количество автомобилей на дорогах, сокращается число пробок (что освобождает для людей дополнительное время) и количество выбросов углекислого газа. По словам Трэвиса Каланика, в Сан-Франциско, где расположена штаб-квартира Uber, 40% всех заказов – это UberPool.

 

Как сообщил Каланик во время своего выступления в Москве в Институте «Стрелка» 5 июня 2016 года, для внедрения UberPool необходимо достичь определенного количества заказов, и только в этом случае будет легко найти двух пассажиров со схожими маршрутами. Быстрый рост популярности Uber в столице приближает объемы к нужной цели. Каланик заявил, что UberPool будет запущен в Москве менее чем через год. На данный момент в столице появился другой сервис – UberEats. Однако памятуя об обещании Каланика, ожидаем и UberPool.

 

Сейчас Uber активно расширяет свою географию присутствия и запускает новые сервисы. «Мы можем доставить машину за пять минут. Это означает, что мы можем доставить за пять минут и что-нибудь другое», – амбициозно заявляет Каланик. Количество различных сервисов в приложении Uber доходит до двадцати. Летом 2015 в Стамбуле появился UberBoat, позволяющий передвигаться по Босфорскому проливу. В Нью-Йорке работает курьерская доставка UberRush. В большинстве городов уже существуют такие сервисы, как UberPIZZA – доставка пиццы, UberPET – перевозка животных, UberKIDS – перевозка детей от 3 лет, UberSelect – такси бизнес-класса и множество других сервисов в разном количестве доступных каждому из городов присутствия.

 

В Воронеже для клиентов сервиса доступен только бюджетный класс UberStart. О миссии компании в России и в Воронеже в частности, о тонкостях работы в сервисе и о ближайших планах нашумевшего стартапа мы побеседовали с генеральным директором Uber в России, Дмитрием Измайловым.

 

– Формально компания Uber занимается оказанием информационных услуг и, соответственно, не несет ответственности за жизнь и здоровье пассажира?

– Uber – это технологическая платформа, которая соединяет проводников услуг – водителей с потребителями услуг – пользователями. Обеспечение безопасности поездок с Uber – наш безусловный приоритет. Несмотря на то, что ни один вид транспорта не может быть безопасным на 100%, технология Uber позволяет повысить безопасность до, во время и после совершения поездки благодаря тщательному отбору водителей, проверке необходимых документов, возможности отследить маршрут в режиме реального времени в приложении и поделиться им при необходимости с родными и друзьями, прозрачности системы – пользователи заранее получают информацию о водителе, включая его имя, номер и марку машины, фотографию.

 

– Будучи непубличной компанией, Uber не афиширует свою финансовую отчетность, однако в СМИ просачивается информация о соотношении убытка и прибыли компании. Какой стратегии по сокращению убытков придерживается Uber?

– Мы не раскрываем публично финансовые показатели деятельности, но можем отметить, что во всех городах присутствия мы быстро наращиваем аудиторию пользователей и водителей, что позволяет гарантировать надежность сервиса, в частности быструю подачу автомобиля. Так, к примеру, подача машины, заказанной через Uber в городах России, занимает в среднем 4,5 минуты.

 

– Во многих городах появление Uber вызвало массу протестов как со стороны таксистов, так и со стороны чиновников. Возникали ли конфликтные ситуации во время запуска Uber в столице Черноземья?

– В Воронеже мы встретили теплый прием и со стороны пользователей, и со стороны водителей. Пользователям появление Uber выгодно тем, что расширяются возможности быстрых, комфортных и доступных поездок по городу, усиливается конкуренция между перевозчиками, а значит, улучшается качество сервиса. Водителям-партнерам мы предлагаем возможность достойного заработка и гибкий график сотрудничества. Что касается регуляторов – мы настроены на конструктивный диалог и сотрудничество с ними, так как преследуем единую цель: обеспечить комфортную и безопасную мобильность горожан. Важно отметить, что мы не ставим своей целью переманить клиентов традиционных сервисов такси. Напротив, мы расширяем рынок перевозок, привлекая новых пользователей – тех, кто раньше не прибегал к услугам такси из-за разных причин (высокая стоимость, длительное время ожидания и пр.).

 

– Какие показатели эффективности деятельности Uber в Воронеже являются для вас ключевыми?

– Оценить скорость развития бизнеса и положительную динамику можно по времени подачи автомобиля. Так, когда мы только начинаем работать в городе, подача автомобиля может занимать порядка 10 минут. Сейчас этот показатель в Воронеже уже существенно ниже: 6,5 минут, но наша цель – сократить его до 3-4 минут.

 

– После поездки пассажир оценивает водителя и при желании оставляет комментарии. Как низкие оценки отражаются на дальнейшей работе водителя?

– Система рейтингов – важный инструмент регулирования качества сервиса. Мы отключаем от платформы водителей, чей рейтинг опускается ниже определенного показателя. Повторное подключение возможно только после того, как мы убедимся, что водитель готов учесть все ошибки и качество его работы улучшится. Так, в некоторых случаях мы направляем водителей на курсы повышения качества сервиса в Обучающем центре Uber. Специалисты нашей службы поддержки внимательно анализируют всю обратную связь, связываются с пассажиром и/или водителем и разбирают все возникшие ситуации. Если средний рейтинг водителя высокий, но он получает низкую оценку от одного из пользователей, служба поддержки Uber расследует причины. Наша цель – сделать использование платформы Uber приятным и комфортным для всех участников, поэтому водители также могут оценить пассажиров по пятибалльной шкале.

 

– Uber постоянно повышает лояльность клиентов с помощью всевозможных акций: в сентябре минувшего года в Москве, Петербурге и еще нескольких городах запустилась акция UberBeauty – клиенткам компании по заказу услуг транспорта делал макияж визажист Givenchy. А 24 декабря минувшего года Uber бесплатно доставил елки всем постоянным клиентам, сообщившим о своем желании поучаствовать в акции. Поделитесь идеями предстоящих мероприятий Uber.

– Мы проводим немало интересных и нужных акций для наших пользователей и городов, где работаем. Ближайшая из них – ежегодная акция UberGiving по сбору одежды в пользу малоимущих людей. В прошлом году мы собрали 6 тонн одежды, совершив 700 поездок. В апреле акция состоится вновь, и мы уверены, воронежцы примут в ней активное участие. Не выбрасывайте ненужную одежду – мы ее заберем и передадим тем, кто в ней нуждается.

 

– Будет ли экономически обоснован в 2017 году запуск Uber в городах с населением от 500 тысяч до миллиона?

– Развитие бизнеса в регионах и запуск сервиса в новых городах – один из приоритетов Uber в России. Мы оцениваем возможности развития в каждом городе индивидуально, и будем рады поделиться информацией о начале работы в конкретных городах, как только это произойдет.

 

– Как Uber повлияет на рынок такси Воронежа?

– Приход Uber на рынок городских перевозок имеет очевидные плюсы: повышается конкуренция, а значит, усиливается стремление игроков предоставить потребителям более качественный сервис. Это касается и чистоты автомобилей, и времени подачи, и качества обслуживания. Все эти изменения только на руку пассажирам. Водителям мы даем возможность заработка – причем как основного, так и дополнительного. Водитель сам решает, когда, где и насколько долго подключиться к платформе, может эффективно планировать свой день и совмещать работу с Uber с другими профессиональными проектами или личными делами. Наша главная цель – сделать комфортные, быстрые и безопасные поездки доступными для всех жителей Воронежа, в любое время суток и в любом районе. Несмотря на то, что еще многое предстоит сделать, мы на верном пути и благодарим всех пользователей и партнеров, которые выбирают нас.

 

«УБЕРИЗАЦИЯ» БИЗНЕСА

 

Около 5 миллионов поездок в день совершается с Uber в мире, при этом сам Uber не владеет ни одним автомобилем и работает исключительно по принципу peer-2-peer. Каланик создал свои первые стартапы, работающие на основе пирингового сервиса еще в студенческие годы. Наилучшим образом его идея минимизации количества звеньев между поставщиком и заказчиком услуг воплотилась в создании Uber – Каланик стремился разработать удобную утилиту, через которую можно вызывать такси одним прикосновением экрана смартфона. На создание и запуск Uber ему понадобился всего год.

 

Успех Uber спровоцировал массовый переход других компаний на эту бизнес-модель, в связи с чем появился термин «уберизация». Под «уберизацией» понимается развитие сервисов, построенных на использовании мобильных приложений для быстрой и максимально гибкой связи потребителя с поставщиком услуги.

 

Базируясь на цифровой платформе, позволяющей совершать пиринговые транзакции, работают такие компании, как Gett и Lyft (аналогичные сервисы для связи пассажира и водителя), Delivery Club (доставка еды), Airbnb (аренда жилья), Housekeep (клининговые услуги) и еще ряд служб.

 

В декабре 2015 года все российские СМИ принялись обсуждать капитализацию Uber в сравнении с капитализацией «Газпрома»: шутка ли, согласно данным информационного агентства Bloomberg, капитализация ОАО «Газпром» составляла на тот момент 52,6 млрд долларов, тогда как капитализация Uber – 62 млрд долларов. Однако уже в середине августа 2016 года аналитики Bloomberg оценили капитализацию Uber в 30 млрд долларов. 20 декабря 2016 года на сайте того же Bloomberg появилась информация о финансовом положении Uber на тот период: «убыток американского сервиса заказа автомобилей по итогам девяти месяцев 2016 года составил более 2,2 млрд долларов. Чистая выручка компании за девять месяцев составила около 3,76 млрд долларов. Ожидается, что по итогам года показатель превысит 5,5 млрд долларов», добавил источник. «В третьем квартале убыток компании, без учета китайского бизнеса, составил более 800 млн долларов. При этом во втором квартале убыток, учитывая бизнес в Китае, существенно превышал 800 млн долларов, а в первом был около 580 млн долларов. Чистая выручка в третьем квартале составила 1,7 млрд долларов. Во втором квартале показатель находился на уровне 1,1 млрд, а в первом – 960 млн», сообщил источник.

 

Готам Гупта, глава финансового департамента Uber, называл главной причиной значительных убытков продолжающееся дотирование водителей. Комиссия Uber от стоимости поездки составляет до 25% в зависимости от города и тарифа. Однако необходимо учитывать, что Uber доплачивает бонусы, следовательно, ее фактическая ценность для водителя выше.

 

Люди пользуются Uber пока цены компании ощутимо ниже, чем у других, но, если цены поднимутся, значительная доля клиентов может вернуться к альтернативам – прочим службам такси или общественному транспорту.

 

Удастся ли Uber найти способ сократить убытки, не повышая при этом цен на услуги? И даже невзирая на то, что размер убытков превосходит размер прибыли на 41%, Uber признан одним из лидеров среди стартапов последних лет.

 

В определенной степени компания символизирует амбиции Кремниевой долины по внедрению интернет-технологий в материальный мир. Ведь именно оттуда родом такие гиганты как Apple, Intel, Tesla Motors, Хerox, Yahoo!, Facebook, Google, еВау, Adobe.

 

 

Версия для печати
Авторы: Ольга ТАКМАЗЬЯН


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2017 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»