Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Станислав Петрушенко: есть ли выход из кризиса ЖКХ

О том, что делать с инфраструктурой, объектами, обеспечивающими жизнь в городах и селах, в регионах спорят давно. Правительство РФ в лице министерства ЖКХ продолжает настаивать на их приватизации. В Тверской области после прихода губернатора Игоря Рудени, наоборот, консолидируют водоканал, тепловые и электрические сети, генерацию энергии в один большой супер-ГУП. 

 

О вариантах решения этой проблемы мы беседуем с председателем постоянного комитета Законодательного собрания Тверской области по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Станиславом Петрушенко.

 

 

Мусорный ветер из Подмосковья

 

– Самая главная проблема в ЖКХ этой весной – мусоропереработка. Количество мусора растет из-за того, что произошли большие изменения в упаковке, выросло потребление. И сегодня выяснилось, что надо срочно решать этот вопрос. Сейчас все Подмосковье встало на дыбы, многотысячные митинги прошли в районах Московской области. Как защитить от московского мусора полигоны в сопредельных районах Тверской и других соседних областей.

 

– Было очень жесткое указание губернатора всем главам районов Тверской области следить, чтобы мусор из Москвы не завозили на территорию Тверской области. Проезд мусороуборочных машин с московскими и подмосковными номерами не должен остаться незамеченным.

 

– В Московской области, однако, с надеждой смотрят на большую и с низкой плотностью населения Тверскую область, и надежда решить мусорную проблему за ее счет звучит в речах специалистов.

 

– Вот посмотрите: Клин, Волоколамск, Дмитров, Коломна, Воскресенск требуют, чтобы рядом с ними не строили полигоны. Так жители же сами производят эти отходы! А почему Тверская область и другие соседние регионы должны их принимать? Маленькое население? И что? Одно дело перерабатывать свой мусор, другое – привозной. В развивающихся странах борются с мусором, вводя огромные штрафы за выброс полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок и так далее – они достигают двух-трех месячных зарплат. Город Тверь накапливает порядка 400 тысяч тонн мусора в год, вся область – порядка 700 тысяч тонн. Это в разы меньше, чем количество мусора, производимое соседями.

 

- Что мешало наладить цивилизованную мусоропереработку, ведь в этом отношении мы идем вслед за всеми европейскими странами, столкнувшимися с этой проблемой?

 

- Жители Волоколамска, Клина и других городов Подмосковья, конечно, правы в главном. Утилизируя мусор в нынешнем виде, мы закладываем бомбу под самих себя. Опыт европейский стран показывает, что там экологические требования к мусоропереработке такие, что дома стоят на расстоянии 30 метров от территории мусороперерабатывающих предприятий – это безопасно.

 

Сейчас «РТ-Инвест», дочерняя компания «Ростехнологий» собирается построить в Подмосковье и других регионах пять мусоросжигающих заводов общей стоимостью порядка 20 млрд рублей. Кроме того, они собираются построить такие мусоросжигающие заводы в районе Краснодара, Сочи – с учетом того, чтобы выработка электроэнергии составляла порядка 200 мегаВатт.

 

Здесь есть нюанс: существует распоряжение правительства о компенсации стоимости дополнительной мощности, по которому инвестор гарантированно будет получать эту компенсацию на протяжении 10 лет. И происходить это будет за счет повышения цены электроэнергии зоны центра России! То есть, завод по переработке мусора в энергию построят в Краснодаре, а цена на электроэнергию вырастет у нас! А в Тверской области и так цена на электроэнергию зашкаливает. Если стоимость еще поднимется, бизнесы будут закрываться и уходить в другие регионы.

 

– Есть ли современные практики решения мусорной проблемы в России?

 

– В Костроме стоит завод стоимостью, если я не ошибаюсь, полтора миллиарда рублей. Около года назад мы там были с министром ЖКХ Тверской области. Он практически автоматизирован, это самый оснащенный мусороперерабатывающий комплекс в Российской Федерации. Предприятие занимает всего три гектара земли. Подъезжает машина, водитель даже не выходит. Прикладывает карточку, перед въездом – радиационный контроль. Машина взвешивается и затем разгружается. После этого начинается переработка. Бумага к бумаге, пластик к пластику, и на выходе мы имеем практически четвертую группу, то, что потом подлежит гниению. Затем оставшийся после переработки безопасный мусор везут на полигон. Рядом стоит цех, который перерабатывает ПЭТФ в гранулы, и в итоге получается готовый продукт для изготовления непищевого пластика. Жестяные банки прессуются. Это частные вложения, и по цене с точки зрения общего тарифа на вывоз и утилизацию мусора получается даже ниже, чем по Твери.

 

- Помимо городов есть сельская местность. Такое впечатление, что там мусор просто в лес выбрасывают.

– Некоторые считают, что в деревне проблемы утилизации мусора нет, дескать, они там сами разделяют мусор, сжигают, закапывают. Может быть, незначительное количество пожилых людей так и делает, но остальные, да, берут пакеты, куда-нибудь выбрасывают. Проблемы вывоза мусора в сельской местности иные, чем в городах. Например, село Киверичи в Рамешковском районе Тверской области участвовало в областной программе поддержки местных инициатив, там поставили мусорный контейнер, сделали образцовую площадку. По законодательству мусор должны вывозить каждый день. Но как это осуществить в деревне? Если мы будем туда отправлять мусорную машину каждый день, то люди станут платить огромные деньги за вывоз мусора, которого просто столько не накопится. Прокуратура же заявит, что налицо нарушение, надо вывозить ежедневно.

 

Вот еще пример. В Микшинском поселении Лихославльского района жители дома возмутились, почему контейнерную площадку поставили на муниципальной земле рядом с ними, взяли и вырвали ее. Судя по всему, они намерены выкидывать мусорные пакеты из окна машины перед трассой М-10. А отвечать будет муниципалитет.

 

Здесь должно быть строгое наказание. Штраф за выкидывание мусора должен быть не 2–3 тысячи, а сразу 50 тысяч рублей. Тогда люди задумаются.

 

– В ситуации с мусорными бунтами в Подмосковье мы видим еще одну огромную недоработку: разрушились контакты власти, бизнеса и общества. Представители власти разучились разговаривать с народом, идти ему навстречу.

 

– Согласен. Если с людьми не разговаривать, происходит социальный взрыв.

 

 

Бесхозные сети и монополист

 

– В электроэнергетике идет процесс консолидации сетевых компаний. И в то же время в городах и селах стоит проблема бесхозных сетей.

 

– Сейчас она стоит еще более остро, чем несколько лет назад, – все ветшает. По закону муниципалитеты обязаны все бесхозное имущество поставить на кадастровый учет. А в этом случае все электрические сети в плохом состоянии, с большим количеством потерь – и гарантирующий поставщик выставляет за эти потери счет собственнику, муниципалитету. При этом запитаны от сетей частные дома, не муниципальное имущество. А ответственность за бремя потерь несет местная власть.

 

Надо было на законодательном уровне прописать: как только муниципалитет оформляет себе сети в собственность, монополист, то есть Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра, обязан в течение месяца принять их на свой баланс. Но МРСК не хотят брать эти сети из-за плохого состояния. Считают, что выгодно, а что не выгодно, забывая, что если они государственная монополия, то несут социальные обязательства. То есть это не просто «социально ответственный бизнес», а государство, со всеми его обязательствами перед населением.

 

- В чем должен выражаться государственный подход в этом случае?

 

- У МРСК – Центра сейчас более 20 регионов. Я считаю так: если это госкорпорация, работающая в регионах, то тогда все управление должно складываться в регионе, так как именно там устанавливается тариф. Или давайте пересматривать установку тарифа, в таком случае он должен быть единый на всю зону МРСК-Центра (федеральное антимонопольное законодательство, кстати, этого не позволяет).

 

В советское время была единая энергосистема, существовали межрегиональные связи, перетоки и так далее, которые необходимы с точки зрения безопасности и обеспечения бесперебойного энергоснабжения. Но весь контроль находился в регионе. Сейчас это дало бы стимул для создания новых инвестиционных возможностей. Можно смотреть, где можно чуть-чуть понизить тариф, смотреть расходы, оптимизировать. А пока Москва руководит, есть один интерес – финансовый.

 

– Недавно губернатор Тверской области встречался с руководством Россетей и МРСК. Шел разговор об этом?

 

– Да, недавно приезжал генеральный директор Россетей Павел Левинский, был руководитель МРСК Олег Исаев. Нам выделяют 5 миллиардов рублей на модернизацию. Олег Исаев предлагал использовать в маленьких деревнях возможности автономной генерации. Если есть 20 дворов и до деревни идет линия электропередачи 14 километров, понятно, что она никогда в жизни не окупится. Цена электроэнергии будет космическая. Но не факт, что дизель-генератор будет выгоднее.

 

Надо развивать рынок. Любая ресурсоснабжающая организация получает деньги за количество переданных ресурсов.  Они заинтересованы в том, чтобы развиваться, надо создать рынок, а некоторые не хотят его создавать, а хотят забрать все. МРСК сегодня имеет всего 200 000 конечных потребителей Тверского региона. В области еще 12 электросетевых компаний различных форм собственности, которые обеспечивают электроэнергией почти миллион потребителей. Но из общего тарифа 75% приходится на МРСК, а 25% на все остальные. Монополист пользуется тем, что он монополист.

 

Тепло и горячая вода – как уйти от старой системы?

 

– Теплоэнергетика – еще одна боль ЖКХ. Давно назрела необходимость модернизации старой советской системы, когда тепло доставляется от ТЭЦ через весь город, с огромными потерями, по ветхим теплосетям.

 

– Сейчас строящиеся в Твери высотные дома одновременно строят свои котельные, что намного безопаснее с точки зрения прохождения зимнего периода.

 

Я вообще сторонник того, и я об этом писал губернатору, что строительство в Твери надо ограничить максимум десятью этажами. 26-этажные дома в Твери просто не нужны. Пример европейских городов: подобная застройка 1970-х становится рассадником всяческой уголовщины и наркотиков, превращается в гетто. Сейчас их активно сносят.

 

По нормативам в домах до 14 этажей разрешено индивидуальное отопление. Устанавливая газовые котлы в квартирах, мы создаем возможности развития внутреннего потребления «Газпрома». Жители платят напрямую поставщику ресурсов за отопление и горячую воду. Дома с индивидуальной системой отопления гораздо теплее, и пользоваться газом напрямую экономичнее. Это требует определенных первоначальных вложений, конечно, но себя окупает.

 

Другое дело, что мы в нашем государстве привыкли постоянно защищаться от дураков. Мы стараемся построить систему запретительных мер, чтобы они чего-либо не натворили. Но защищаясь от дураков, мы создаем препятствия нормальным людям. Надо бы повернуть законодательство в другую сторону – не защищаться от идиотов, которые были, есть и будут, а повернуться к нормальным людям.

 

– Помимо новостроек есть огромный старый жилой фонд. Как там наладить отопление без огромных потерь и гигантских затрат – не секрет, что жители домов с центральным отоплением очень дорого платят за тепло и горячую воду?

 

– Вот там как раз помогут модульные котельные. Хотя есть очень много «за» и «против». Модульными котельными мы решаем проблему отопления квартала. Но есть подводный камень: у нас центральные тепловые магистрали идут под дорожными магистралями. Возникает вопрос, а что мы с трубами будем делать? На будущее закладывается опасность остаться без улиц, провалиться во внезапно возникшую яму.

 

Чтобы не было техногенной катастрофы, мы должны трубы выкопать. На это нужны большие деньги: трубы с лотками находятся на глубине 3–4 метра, нужно учесть стоимость километра дороги с учетом стандартного полотна, земляные работы. Оставить трубы и заполнить их водой, в принципе, было бы правильно, без воды они разрушатся быстрее. Но как контролировать наличие воды?

 

Минэнергетики РФ обмолвилось, что будут давать регионам средства для реконструкции систем теплоснабжения, в том числе, генерации. В ближайшие месяцы будет более точное понимание. Цена реконструкции огромная, но если бы мы построили, например, вблизи тверской ТЭЦ-3 мусоросжигательный завод, то можно было бы пустить вырабатываемую энергию на отопление, и пока оставить прежнюю схему для старого жилого фонда, существенно удешевив тариф. А потом точечно смотреть, и где-то перестраивать. В домах реконструкцию системы теплоснабжения мы можем финансировать за счет средств Фонда капитального ремонта. Но это должен кто-то координировать: тут сходятся несколько финансовых потоков - деньги фонда капремонта, деньги на строительство модульных котельных, перекладки теплотрасс, средства федеральной программы.

 

 

Частник или государство?

 

– И все же, частники или государство должны заниматься обес-печением жизнедеятельности нашего ЖКХ?

 

– Я убежденный сторонник частной собственности. Но здесь, по-моему, нужен механизм частно-государственного партнерства. Если частник отдает свой пакет, например 25% акций, в государственную собственность – не муниципальную, а именно в государственную, в этом случае государство имеет право контролировать. Предприятие сразу становится подотчетным контрольно-ревизионному управлению, контрольно-счетной палате, министерству контрольных функций. Все становится прозрачным.

 

Сейчас государство хочет иметь контрольный пакет акций, но как только оно его получит, то будет отвечать и за убытки. А когда собственник владеет 25%, он в принципе не несет такой глобальной ответственности, но при этом имеет право контроля расходования средств. Надо работать совместно: частник выстраивает, государство контролирует.

 

- А еще государство не способно на инновации– это не его функции. Частный бизнес заинтересован в том, как сокращать издержки и повышать эффективность тепло-, водо- и электроснабжения.

 

- Я склоняюсь именно к такой конфигурации, потому что одно дело навязать частнику что-то, а другое – когда частник понимает, что он ведет деятельность, регулируемую государством, и подконтрольную ему. Частнику выгоднее иметь партнером государство (именно государство, а не конкретного чиновника). Возьмем простой пример – предприниматель не хочет заниматься оперативным руководством, уходит. У него остаются все механизмы государственного контроля. Он всегда может проверить работу своего менеджмента. И будет понимать, что государство на его стороне. Вы правы, бизнес будет заинтересован в сокращении издержек. Не в оптимизации, а в том, чтобы работала система.

 

- Те, кто занимаются бизнесом в сфере ЖКХ и ресурсоснабжения, жалуются, что тарифы не покрывают их расходов. И в то же время цены на ЖКХ для потребителей все растут и растут.

 

- Бывают непрогнозируемые ситуации. Скажем, рост цены на оптовом рынке электроэнергии за прошлый год составил 30%, при этом никто его не закладывал в тарифы. Все сетевые компании оплачивали энергию по рыночной цене, а сами получали по тарифам. Соответственно, образуются выпадающие доходы.

 

Срок окупаемости, если мы строим генерирующие мощности, очень долгий. Срок годности оборудования 50 лет, срок окупаемости – 25 лет. Бизнес, который инвестирует в инфраструктуру, не должен пытаться окупить оборудование за семь лет, как случилось, к примеру, в городе Осташкове, когда в свое время Региональная энергетическая комиссия, устанавливающая тарифы, заложила срок окупаемости новой котельной семь лет, и цена на тепло в городе стала выше, чем в Твери.

 

Граждане же должны помнить, что ничего с неба не берется, и привыкать экономить тепловую и электрическую энергию, воду и т.д. Надо помнить о том, что мы, а не государство, собственники наших домов.

 

Соблюдать закон выгоднее, чем не соблюдать. Этот принцип должен стать главным и для власти, и для бизнеса, и для жителей наших городов и сел.

Версия для печати
Авторы: Беседовала Мария ОРЛОВА


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009- Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»