Кратко о журнале «Бизнес Территория»

Полноцветное межрегиональное  издание, посвященное комплексному развитию территории и бизнеса.  Журнал «Бизнес Территория» предназначен для деловых людей, предпринимателей, менеджеров, директоров, собственников бизнеса и распространяется во всех регионах ЦФО и ряде регионов других федеральных округов России.  Издание анализирует успешные бизнес-проекты, публикует информацию о важнейших событиях в бизнес-сообществе, мнения экспертов, знакомит с видными предпринимателями. Инвестиционные возможности городов и районов, планы стратегического развития, промышленность, сельское хозяйство, логистика, недвижимость, энергетика, экология и многое другое – все это в журнале «Бизнес  Территория».

Журнал доступен
в мобильных приложениях:




 

 

 

 

 

Школа муниципального развития: новый проект журнала "Бизнес Территория"

Три с половиной года назад в нашей стране был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ).

Год назад Президент Российской Федерации В.В. Путин издал Указ «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2015 года» (от 16 января 2017 г. № 13).

Оба документа ориентированы на создание условий для развития территории Российской Федерации, ее отдельных регионов и муниципальных образований, на наращивание ими собственного экономического потенциала.

Интересно: как реализуется «Политика партии и правительства» в этой сфере управления?

Настоящая статья является результатом анализа состояния дел в указанной сфере на примере одного из субъектов Российской Федерации – Тверской области.

Работа выполнена в 2017 году силами студентов кафедры социально-экономической географии и территориального планирования ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» в рамках курса «Географические основы развития территории». Настоящая статья подготовлена автором указанного курса.

 

Что такое «развитие территории»?

Изменение свойств (образа) территории во времени, как изменение любой системы, может происходить в двух режимах: функционирование и развитие. При этом под функционированием территории следует понимать изменение свойств территории без смены главной цели системы. В то время как «развитие» связано с накоплением и усложнением свойств территории, ее организации.

 

Иными словами, развитие территории можно определить как совокупность процессов изменения свойств (образа) территории, происходящих целенаправленно, закономерно и необратимо, неизбежно сопряженных с преобразованиями во внутреннем строении территории.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В противном случае:

– отсутствие направленности изменений лишит процесс характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии;

– отсутствие закономерности изменений сведет развитие к случайным процессам катастрофического типа;

– обратимость изменений подменит развитие процессами функционирования (цикличное воспроизведение постоянной системы функций).

 

Следует иметь в виду, что развитием является не всякое изменение свойств (образа) территории, а лишь изменение, связанное с преобразованиями в ее внутреннем строении, в ее структуре (в совокупности функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей).

 

Стратегическое планирование как начало развития территории

 

Первым требованием к процессам изменения свойств (образа) территории, чтобы они были признаны процессами развития, является их целенаправленность.

 

Целенаправленность развития территории (целеполагание) формируется в рамках стратегического планирования. Согласно Федеральному закону от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» именно в рамках стратегического планирования осуществляется деятельность по целеполаганию.

 

Продуктом стратегического планирования социально-экономического развития территорий являются документы стратегического планирования. Можно утверждать, что развитие территории начинается именно со стратегического планирования, а наличие или отсутствие разработанных и утвержденных документов стратегического планирования является свидетельством того, по какому пути движется (намерена двигаться) команда территориальных менеджеров: по пути простого функционирования либо по пути развития. Именно обеспеченность муниципальных образований Тверской области документами стратегического планирования и стала предметом проведенного исследования.

 

Какими же документами стратегического планирования должны быть обеспечены муниципальные образования Тверской области?

 

Нормативный правовой акт органов местного самоуправления

 

Если следовать букве Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ, то состав документов стратегического планирования, подлежащих разработке, утверждению и реализации в каждом конкретном муниципальном образовании, определяются соответствующим нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления.

 

То есть основополагающим документом стратегического планирования для муниципального образования является нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.

Поэтому свою работу мы начали с анализа наличия в муниципальных образованиях Тверской области принятых (утвержденных) нормативных правовых актов, определяющих состав, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание.

Результаты первого этапа анализа отражены на рисунке 1.

Как видно из приведенных данных, 22 муниципальных образования Тверской области из 41 (здесь и далее не рассматривались закрытые административно-территориальные образования) не сделали даже первого шага по пути развития своих территорий (53,7 %). Равно как и не обеспечили выполнение требований федерального закона.

 

 

Из оставшихся муниципальных образований еще несколько, приняв требуемые нормативные правовые акты, сочли не нужным включать в перечень подлежащих разработке документов стратегического планирования стратегию социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации. Это - город Торжок, Весьегонский, Кимрский, Конаковский, Кувшиновский, Краснохолмский, Лихославльский, Пеновский и Селижаровский районы.

 

Перечисленные муниципальные образования, исключив «стратегию развития» из перечня документов стратегического планирования, подлежащих разработке, отказались от одного из ключевых требований к процессу развития – от целенаправленности (ведь именно данный вид документа определяет цели развития). То есть 9 из 41 муниципальных образований Тверской области (22,0 %) публично выбрали для себя путь простого функционирования (я бы сказал – существования), а не развития. Чтобы не говорили их депутаты и главы администраций.

 

В итоге в общей сложности 75,7 % муниципальных образований «проголосовало» против развития Тверской области! В дальнейшем будем называть эту группу муниципальных образований «Группой квалифицированного большинства»!

 

Как следует из вышесказанного, отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного целеполагания априори превращает другие документы стратегического планирования в простую экстраполяцию современного образа территории с сохранением (а как правило – усугублением) накопленных проблем и трендов.

 

Особое место в этой группе муниципальных образований занимает город Торжок. Это единственное муниципальное образование, имеющее разработанную и утвержденную при прежнем руководстве Стратегию развития городского округа, а также разработанный и утвержденный на ее основе и в ее развитие генеральный план развития города (ни одно другое муниципальное образование Тверской области не может похвастаться тем, что документ территориального планирования создан на базе и в развитие документа стратегического планирования!).

 

Нынешнее руководство по существу поставило эту стратегию и уникальный генеральный план «вне закона».

 

Оставшиеся 24,3 % муниципальных образований Тверской области (объединим их в «Группу меньшинства») включили стратегию социально-экономического развития своих территорий в перечень подлежащих разработке и утверждению документов стратегического планирования.

 

В Группе меньшинства только город Тверь имеет разработанную, утвержденную и зарегистрированную на портале ГАС «Управление» стратегию развития, а еще пять муниципалитетов (Калининский, Лесной, Нелидовский, Сандовский и Старицкий муниципальные районы) разработали и утвердили свою стратегию, но не выполнили требование Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ о регистрации документов на указанном выше портале.

 

Получается, что только 14,6 % муниципальных образований Тверской области попытались сделать первый шаг в направлении линии «партии и правительства» на наращивание ими собственного экономического потенциала. Боюсь, что это только формальная оценка ситуации: мы не анализировали содержание разработанных и утвержденных документов стратегического планирования Группы меньшинства.

 

 

 

 

Могут ли муниципальные образования развиваться?

 

Опыт наших организаций-партнеров показывает, что экономическое и социальное положение муниципальных образований может быть серьезным образом изменено силами и инициативой самих муниципальных образований.

 

Так, в Октябрьском районе Ростовской области в 2007 году разработана и утверждена Стратегия развития района до 2020 года. За десять лет целенаправленной работы по реализации Стратегии в экономику района привлечено 57,9 млрд. руб. инвестиций и создано более 4,5 тыс. новых рабочих мест. 

 

А чем хуже другие муниципальные образования? Просто нужны знания и воля.

 

Наш проект «Школа муниципального развития» нацелен как раз на то, чтобы помочь жителям городов и районов, читающих наш журнал, разбудить в себе интерес к развитию, освоить необходимые знания и начать движение вперед. Приглашаем всех заинтересованных к участию в разговоре и к сотрудничеству!

Контактный адрес:

Andrey.V.Rybakov@yandex.ru

Версия для печати
Авторы: Андрей РЫБАКОВ, руководитель проекта «Школа муниципального развития», кандидат географических наук, доцент ТвГУ


Добавить комментарий

Автор*:

Тема*:

Комментарий*:


Введите защитный код:      
* - поля обязательные для заполнения





 
Список журналов

 

 тел./факс
(4822) 33-91-20

170100,
г. Тверь,
ул. Володарского,
дом 48, офис 6

 

Представительство
в Воронеже:
г. Воронеж,
ул. Арсенальная,
дом 3, офис 20,
а/я 64

© 2009-2018 Бизнес территория. Все права защищены и охраняются законом.
 © Разработка сайта компания «Complex Systems»